Многие дети сталкиваются с речевыми проблемами, мешающими нормально учиться и общаться со сверстниками. Как исправить ситуацию, Metro рассказала логопед Марина Белоногова.

Не все буквы поддаются

Проблемы с произношением букв у ребёнка вызываются разными причинами.

– Со стороны работающего специалиста могу сказать, что сейчас всё чаще приходят на диагностики и занятия дети с нарушениями звуков раннего онтогенеза (п-б-м-т-д-н-х-к-г), – говорит эксперт. – Кстати, раньше родители приходили намного позже  (в 4–5 лет) и чаще всего с просьбами исправить  произношение звука р.  На речевое развитие каждого малыша влияют различные внутренние и внешние факторы: от нарушения слуха и до нарушения работы высших психических функций. Выявить проблему и понять её причину может лишь специалист после проведения диагностики. 

Исправьте вовремя

Часто родители откладывают визит к логопеду, а зря – тем самым они вредят ребёнку, объясняет специалист.

– Одним из аргументов родителей к непосещению логопеда является такой тезис: "Ну он в актёры и не собирается. Зачем тратить время и деньги? А его картавость фишечка". Это весьма инфантильное поведение, так как родитель в этот момент не может точно осознавать, кем станет его ребёнок в будущем (планы могут тысячу раз поменяться), может ли помешать картавость его сыну или дочери в процессе обучения (спойлер: да, может), повлияет ли картавость на отношение к ребёнку других детей (например, возможен буллинг со стороны сверстников). Поэтому стоит обращаться к специалистам своевременно и в обязательном порядке.

Когда идти к врачу

Идти к логопеду стоит по мере возникновения проблемы, не откладывая.

–  Если вы видите, что у ребёнка какие-то речевые проблемы – сразу обращайтесь к специалисту. Чем раньше вы начнёте помощь, тем проще и легче будет исправлять нарушение, – говорит  эксперт. – Желательно, чтобы весь процесс корректировки закончился в 6–7 лет до поступления в школу, так как нарушения могут усложнить обучение ребёнка, что, скорее всего, скажется на оценках и эмоциональном состоянии ученика.

Если до школы не помочь ребёнку в логопедическом формате, у него возникнут: 

1) Сложности в изучении письма и чтения (ребёнок станет путать элементы букв, написание, чтение схожих букв артикуляционно и акустическое их звучание).

2) Ошибки в написании слов, предложений (например, у него возникнут сложности с делением  слов в предложении.

3) Сложности в ощущениях пространственных и временных представлений (ребёнок не будет правильно ощущать время, путать дни недели и т. д.).

4) Отставание по технике чтения, что приведёт к более долгому процессу выполнения заданий, а от этого будут страдать и оценки, и успеваемость учащегося.

Без логопеда никуда

Многие родители уверены, что могут обойтись и без помощи логопеда. Но это в корне не верно, говорит эксперт.

– Да, заниматься дома можно, но для этого стоит для начала выявить причину нарушений, поэтому я рекомендую хотя бы посетить диагностику специалиста, узнать причину нарушений и уточнить формат работы,– говорит Марина. – Но бывают и более сложные случаи, где одного родителя будет недостаточно,  тогда специалисты вовремя предупредят маму, что её занятия не смогут вывести ребёнка к тому формату, который нужен. В этом случае без профессионала никуда. А вот закреплять знания дома можно с мамой (для того чтобы эффект от занятий был долгосрочным и стабильным).
– На просторах Интернета можно отыскать тесты и статьи, которые помогут родителям вычислить проблемы ребёнка. К примеру, вам может помочь "Схема нормального  развития речи по А. Н. Гвоздеву" (данная таблица подскажет родителям речевые нормы для каждого ребёнка), а также таблица сенсомоторного и социального развития от 0 до 4 лет Эрнста Й. Кипхарда, – объясняет Марина. – Но напомню, что лучше пройти диагностику у специалиста, ведь формулировки вопроса и верно подобранный материал для проведения обследования сильно влияют на ответы малыша.