Сегодня днём в Институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП) завершился первый, самый короткий из серии российско-американских экспериментов. Ровно в 14 часов командир Марк Серов открыл дверь "корабля" и, улыбаясь, вышел вместе с целой и невредимой командой. На женщинах были надеты красные комбинезоны, а на мужчинах – синие.

– Задания миссии Sirius выполнены полностью, экипаж в порядке, – доложил командир руководителю проекта. – На борту все системы функционировали отлично. Хорошее самочувствие, хорошее настроение. Приветствуем вас и готовы к послеполётному разбору!

Помимо Марка Серова, сотрудника ракетно-космической корпорации "Энергия", членами экипажа являются космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Анна Кикина, сотрудники ИМБП Елена Лучицкая, Наталия Лысова и Илья Рукавишников, а также один иностранный участник – немец Виктор Феттер. Он работает в компании Airbus Defence and Space – ответственном за оборонную и аэрокосмическую продукцию и услуги подразделении крупнейшей европейской корпорации Airbus Group.

– Мы смоделировали короткий и яркий полёт вокруг Луны, скажем так, разведывательный, исследовательский, чтобы взлететь, посмотреть, а за нами уже полетят другие, которые будут проводить детальные исследования и разведку, – пояснил Metro Марк Серов.

Впервые в истории космоса в составе экипажа корабля было поровну мужчин и женщин. Но участники миссии вспомнили об этом только в конце, когда обсуждали, что по возвращении их наверняка будут спрашивать о работе в таком необычном для команды  космонавтов гендерном составе.

– Мы только вчера сели и подумали, что наверняка будет задан такой вопрос, и только в этот момент задумались, что мы в принципе в чём-то различаемся. До этого, как мы зашли, началась подготовка, составление плана действий, и мы взаимодействовали только по своим обязанностям. Экипаж работал слаженно и такой вопрос почему-то возник только перед выходом, – отметил Илья Рукавишников.

Самым сложными для всех членов экипажа были 38 часов без сна, во время которых им нужно было выполнять десятки тестов на умение сосредоточиться, на время реакции.

– Период депривация сна был нужен, потому что в критический момент миссии космонавтам всё равно нужно управлять кораблём и даже если они не спали 24 часа или 36 часов, – рассказала Metro Наталия Лысова. – И мы выполняли тесты, чтобы понять, насколько снижаются умственные способности и насколько реально человеку в такой период депривации что-то делать.

По словам Наталии, ей стало тяжеловато спустя 24 час без сна. Но ей помогали разговоры с членами экипажа, перекусы, физические упражнение. А командир экипажа Марк Серов, по его словам, слушал энергичную популярную музыку в наушниках.

Питались члены миссии Sirius продуктами, которые уже используются на МКС или только планируют там использоваться.

– После каждого приёма пищи мы вели дневники с нашими конструктивными замечаниями, которые потом пойдут тем, кто занимается разработкой питания, – отметил в беседе с Metro Илья Рукавишников.

В свою очередь командир экипажа поделился наблюдением, что экипажу не хватило мясных продуктов, хотя в рационе была рыба. Поэтому когда вчера, в день рождения Виктора Феттера, на корабле обнаружили спрятанный заранее подарок – колбасу – это привело всех в восторг. Правда, после неё космонавтам сильно захотелось пить. Но в воде в отличие от настоящих астронавтов они не были ограничены, поэтому проблемой это не стало.

Как такового периода реабилитации, обязательного для всех, побывавших в космосе, у членов миссии проекта Sirius тоже не будет. Спустя сутки, после медицинских тестов, они отправятся домой. Но исследования того, как они перенесли 17 суток полной изоляции от внешнего мира, займут ещё две недели.

– Мы соскучились по друзьям, по родным. Мы ещё не знаем, в Москве уже зима или ещё лето, – пошутил Марк Серов. – Нам всё теперь интересно!