Казалось бы, мы видели в "Инстаграме" уже всё: тонны голых пятых точек, неожиданные каминг-ауты своих друзей, нетрезвые выходки коллег, признавшего себя психбольным Джигана и флешмобы из серии "поддержи Дзюбу".

Есть ли грань между откровенностью и распущенностью? И почему люди так откровенно себя ведут? Metro поговорило об этом с Альбиной Бесчастной, профессором кафедры связей с общественностью и социальных технологий РАНХиГС, доктором социологических наук.

– Это даже не распущенность в привычном понимании этого слова, – говорит эксперт. – Дело в том, что в наше время мы находимся в довольно сложной ситуации. Обычно человек причисляет себя к какой-либо социальной группе. На работе мы одни, на отдыхе другие, дома третьи. А сейчас Интернет делает наши контакты публичными. У многих в соцсетях и подружки, и коллеги, и родственники. Всё смешалось. И реакция на ваше поведение у всех будет разная: друзья посмеются, родители будут переживать, а на работе могут и уволить.

Интернет делает наши контакты публичными.

Интернет делает наши контакты публичными.

pixabay

Фото:

Люди открываются миру

Нашему поведению в соцсетях способствует и множество других факторов. Например, то, что благодаря Интернету мир стал доступнее. Появилась возможность знакомиться с чужой жизнью.

– Социальные сети нам показали новые модели поведения, люди стали ещё более раскрепощёнными. Они как бы примеряют на себя различные способы жизни, самовыражения, – рассказывает Альбина Бесчастная. – Я спросила студентов, что они думают по этому поводу, и мне совершенно чётко ответили: мир стал открытым, и человек отзеркалил эту позицию. "Мы тоже хотим быть открытыми", – говорят мои ученики.

Люди стали ещё более раскрепощёнными.

Люди стали ещё более раскрепощёнными.

pixabay

Фото:

Культ самопрезентации

Пресловутое продвижение личного брендинга в Интернете и попытки его монетизировать также наложили отпечаток на наше поведение. Бесконечные фитоняшки, тревел-блогеры, коучи – одна сторона монеты. Другая – те, кто такими талантами не обладает.

– В настоящее время особенно важно уметь себя презентовать, в том числе и с помощью чёрного PR, выпячивая даже какие-то негативные свои стороны. Это из области игровых практик. Человек принимает на себя ту или иную роль (жертвы, неудачника, недооценённого и т.д.) и её эксплуатирует. Сейчас не принято критиковать людей, обладающих какими-либо изъянами, не похожих на большинство. Даже наоборот, это скорее изюминка. Очень важно, чтобы о вас просто говорили – плохо ли, хорошо. Но вы уже на слуху, вы уже обозначили себя. А на этом можно даже заработать, – говорит профессор.

Сейчас важно уметь себя презентовать, в том числе и с помощью чёрного PR.

Сейчас важно уметь себя презентовать, в том числе и с помощью чёрного PR.

pixabay

Фото:

Мы живем во времена невротиков

Один из самых неожиданных факторов, о котором рассказала социолог, – формирование в обществе невротического типа личности.

На самом деле явление это появилось далеко не сейчас. Одним из первых обратил внимание на феномен немецкий социолог Георг Зиммель (живший в одно время с Зигмундом Фрейдом). Анализируя жизнь больших городов в эпоху активного становления индустриализма (промышленного переворота), он подчеркнул, что город с изобилием впечатлений порождает новый тип личности, переживающий о своём нестабильном настоящем и ещё более загадочном будущем.

– Что мы видим? Желание поделиться впечатлениями и вызвать в ответ определённый эмоциональный отклик, демонстративное поведение. Нередко за этим просматриваются истеричные проявления, свойственные невротикам – особому типу личности, характерному для эпохи перемен. Исторически мир уже это проходил, но сейчас соцсети сделали этот процесс ещё и показательным.

Люди в больших городах остро ощущают себя одинокими.

Люди в больших городах остро ощущают себя одинокими.

pixabay

Фото:

Помощь невротикам найти негде

Георг Зиммель рассуждал примерно так: рост городов, изменения образа жизни (в те времена с сельского на городской) приводят к тому, что на человека сваливается огромное количество проблем. Плюс ко всему горожане отличаются обособленностью от жителей деревень, что приводит практически к безграничной личной свободе. Отчитываться не перед кем, но и поделиться своими проблемами не с кем –люди взаимно безразличны.  При этом они очень остро ощущают себя одинокими в толпе таких же, как они.

– Невротик характеризуется зависимостью от общественного мнения, повышенной тревожностью, эмоциональной нестабильностью, в связи с этим ограничивает непосредственные контакты, которые могут его ранить. Но необходимость влиться в "среду обитания" подсознательно побуждает его открыть некоторые стороны личной приватности, – рассуждает Альбина Бесчастная. – Многие обращаются к психологам, а потом не стесняются рассказывать о поставленных диагнозах в соцсетях.

Мы хотим быть услышанными

Желание и необходимость быть услышанным и получить обратный отклик были свойственны людям всегда.

– У кого-то есть проблемы, кто-то их себе надумывает. Люди пытаются в себе разобраться и ищут, кто им сможет помочь, – говорит профессор. – Если раньше в качестве слушателей выступали близкие люди, сверстники, попутчики в поезде, исповедники, то у современной молодёжи в качестве попутчика – Интернет. Их взросление сопровождалось соцсетями.

Есть ли грань между откровенностью и распущенностью.

Есть ли грань между откровенностью и распущенностью.

pixabay

Фото:

Для полноты картины Metro поговорило также с Татьяной Холост, создателем телеграм-канала "Бухаю с Танюхой". Девушка публикует весьма откровенные истории из своей жизни. Еще год назад блог был закрытым и предназначался для ограниченного круга лиц, но недавно Татьяна решила сделать его открытым. Зачем и почему она "обнажается" в Сети?

– В какой-то момент у меня и подруги накопилось слишком много историй из серии 18+, и идея публиковать их пришла спонтанно, не было никакой сверхмиссии. Однако в процессе лично для меня это стало фиксацией каких-то изменений, которые со мной происходят. Я начала немного переосмысливать свою жизнь и поняла, что ситуации, в которые я постоянно попадаю, какие-то неадекватные трешевые истории – это результат моих внутренних проблем. Благодаря моему каналу можно вполне так разглядеть, как человек сходит с ума, ведя такой разрушительный образ жизни. Я же ещё часто рефлексирую на тему своего   поведения и какими оно оборачивается последствиями. Так что это стало таким личным дневником скорее, который кого-то веселит, кого-то заставляет задуматься. Я вижу смысл своего блога в том, чтобы не бояться показывать то, что может быть не всегда приятным. Родителей я просто заблокировала, начальство не знает, чем я занимаюсь (Таня работает заместителем главного редактора интернет-издания. – Прим. ред.). В связи с этим у меня есть некий внутренний конфликт. Я хочу позиционировать себя как профессионала, меня должны как-то уважать. И в то же время я люблю тусоваться. И во мне же это как-то сочетается.