Бизнес, ориентированный на экономическую модель в сферах отдыха и развлечений, с началом пандемии пострадал больше других сфер экономики.
Что помогло тем, кто выстоял? Поддержка государства? Уступчивые партнеры? Гибкая политика финансовых институтов? Или остались на плаву только те, кто всегда верил, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
Последствия локдауна
После "черного воскресенья" 28 марта прошлого года где на три месяца, где на полгода у ресторанов, кафе, фитнес-клубов, парков развлечений, концертных залов исчезли посетители. Доходы упали практически до нуля. При этом сохранились обязанности по выплате заработной платы работникам, по уплате налогов, аренды, кредиторки, которая почти всегда в этой сфере носит характер "просроченной".
Один из самых очевидных и наглядных примеров – это ресторанный бизнес. По подсчетам Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), в начале марта выручка московских ресторанов снизилась на 30–60%, а к концу месяца упала на 80–90%. Аналогичные процессы происходили и с парками развлечений. Ситуация менялась ежечасно, процесс падения выручки был похож на снежный ком, который стремительно катится вниз... Другой пример – фитнес-клубы. Как свидетельствуют данные Ассоциации операторов фитнес-индустрии за март–июнь 2020 года, все они потеряли почти 20% игроков и 30% сотрудников, а также треть годового оборота – около 50 млрд рублей при годовом обороте более чем 167 млрд рублей.
Курс на выживание
Под таким лозунгом уже полтора года работает сеть ресторанов "Якитория". Может, поэтому – на грани максимального риска – удалось быстро перестроить боевые ряды и освоить прежде чужое пространство… Об этом рассказал "Известиям" Александр Королев, генеральный директор компании Syntagма consulting (развитие сети ресторанов "Якитория").
Нечасто, но бывает, и одинаковые идеи одновременно посещают умы разных людей. Так же как в "Якитории", в сети фитнес-клубов WorldClass вывели в онлайн занятия с тренерами. Вот что рассказал генеральный директор сети Николай Прянишников:
В городе Липецке тоже выжили непотопляемые оптимисты. К такому выводу приходишь, послушав Сергея Сорокина, стартап-менеджера проектов городского общепита:
Евгений Матин, директор по правовым вопросам ООО "Мир Детства" (Екатеринбург, Сеть развлекательных парков "ФанкиТаун"), рассказал, как их бизнес балансировал на грани катастрофы:
Дмитрий Щукин, юридический представитель правообладателя сетевых ресторанов "Чайхона № 1", считает, что результаты любого кризисного явления в экономике всегда отрицательные:
По словам участников рынка, в основном с партнерами удавалось договариваться об отсрочке платежей. И надо понимать, что с их стороны это не благотворительность. Законы бизнеса жестки: если идешь на уступки контрагенту, теряешь прибыль. А у тебя свои работники и обязательства.
Помощь ОКУПов
В такой, казалось бы, патовой ситуации бизнес ждал помощи от государства, однако одними из первых, кто сам пошел навстречу предпринимателям, стали общества по коллективному управлению авторскими правами (ОКУПы). Так, Дмитрий Щукин ("Чайхона № 1") отмечает:
Практически все игроки рынка, с которыми говорили "Известия", отметили поддержку со стороны ОКУПов. В условиях пандемии Российское авторское общество (РАО) и другие ОКУПы решили: не применять штрафные санкции за просрочку платежей, не подавать в суды на тех, кто не выплачивает роялти, давать рассрочки на образовавшиеся задолженности. Сергей Сорокин (ресторатор) считает, что меры, принятые ОКУПами помогли снизить издержки ресторанов в трудное время. И это особенно важно для предприятий в небольших городах.
Свидетельствует Александр Попов, основатель группы компаний "Кубик Медиа", обеспечивающей музыкой индустрию отдыха и развлечений, особенно малые и средние предприятия:
Александр Королев ("Якитория"):
Евгений Матин ("Мир Детства"):
Субсидии и кредиты
Что касается господдержки, то если суммировать мнения наших визави, реакция была сдержанной. Главным образом потому, что именно на эту сферу господдержка мало рассчитана. Например, субсидии на выплату зарплаты в размерах МРОТа (12 300 рублей) предназначались малым и средним предприятиям, если они сохраняют 90% штатного состава. Небольшие (и дорогие) рестораны это точно не спасало, они всё равно уходили с рынка. Ведь, кроме клиентов, у них нет гарантированных источников доходов, и ковид прогрыз финансовые дыры побольше зарплатного фонда. К тому же шеф ресторана, получающий минимум 50–60 тыс. рублей, не оставался сидеть на МРОТе, уходил в другое место, пользуясь известным дефицитом творческих и высокопрофессиональных людей.
Александр Королев ("Якитория") отмечает, что для предприятия со штатом 30 человек субсидия в 400 тыс. рублей может быть и хороша, но весь комплекс сопутствующих бизнесу "ковидных" проблем за ее счет решить невозможно. Для крупных сетевых организаций более эффективными были субсидии на возмещение процентов по лизинговым кредитам (до 1 млн рублей). И в таких же размерах – возмещение разрывов выплат по договорам коммерческих концессий. Разумеется, только для тех, у кого были такие кредиты и договоры.
С банковскими кредитами дело обстояло еще сложнее. Большинство респондентов отвечали, что либо им в кредитах отказывали, либо они не обращались в банки, потому что меньше чем под 10% банки кредиты не дают. А учитывая, что кредиты нужны были в основном на оборотные средства, деньги выходили слишком дорогими. Одной из организаций, получивших кредит в городе Кирове, стала сеть кафе, баров "Вятич – пивные рестораны", которой удалось выполнить все условия постановления правительства РФ № 696 от 16 мая 2020 года и получить кредит по льготной ставке с последующим списанием задолженности. Исполнительный директор "Вятич – пивные рестораны" Малышев Сергей Витальевич рассказал:
Подытоживая сегодняшний разговор с представителями индустрии развлечений и отдыха, стоит добавить, что все наши собеседники рассчитывают на более внимательное отношение к ним государства и финансовых институтов с учетом общего пандемийного опыта. Чтобы взаимовыгодное партнерство приобрело образ системы, а не отдельно взятых "удачных примеров".
Источник: информационный портал "Известия" - IZ.RU.