По сюжету фильма совсем юный герой приезжает из Киргизии в Якутию и попадает в трудовое рабство.  Он пытается сопротивляться своим хозяевам, ведь он ехал в незнакомую страну, чтобы найти очень важного человека.  

- Очень выразительный герой: как будто не играет, но всё на лице написано. Как нашли такого актёра?
- Искали долго, вначале я хотел найти профессионального актёра. Мы отрабатывали агентства – московские, российские. Потом смотрели актёрские базы Казахстана, Киргизии. А у меня в команде была писательница из Киргизии, и она как-то сказала, что у неё есть младший брат и в крайнем случае его можно попробовать. Эржану было тогда 14 лет, он учился в 8-м классе. И сначала мне показалось, что он слишком юный, мы всё же искали человека чуть постарше, лет 20. Но потом я на него посмотрел: он для своего возраста довольно рослый и коренастый – и принял решение, что будем снимать его.

- Легко было с ним работать?
- Мне было легко с ним, потому что он, как ребёнок, слушался, а я всё-таки учитель по образованию, использовал свои воспитательные приёмы. Плюс мы старались снимать его настоящие эмоции. Он прилетел из Киргизии – первый раз оказался в другой стране, в Якутии, а на следующий день начались съёмки, и он не успел адаптироваться к региону, к местности. Он, по сути, ничего не играл, в кадре его живые реакции на происходящее – страхи, удивление. 

- По сюжету ему приходится много испытаний преодолевать, и в какой-то момент мальчик выглядит замученным. Это всё же актёрская игра или ему правда несладко пришлось?
- Не знаю, может быть, это было неправильно, но, когда мы начали снимать сцены скитаний героя, мы перестали Эржана кормить. Чтобы он действительно похудел, испытывал голод, жажду, как его герой. Давали ему в день по яблоку и немного воды попить. А потом, ближе к финалу, постепенно начали его обратно откармливать.

- Эржан не бунтовал против голодовки?
- Нет, я его сразу предупредил, что придётся максимально выкладываться на съёмках. Так что он был готов.

- Большую роль играет дерево с ленточками. Оно связано с местной религией?
- Да, это священное шаман-дерево, элемент якутской религии. Если будете в Якутии, то увидите, что у дорог в населённых пунктах всегда стоят такие деревья с ленточками. Считается, что в них живёт дух, у него можно попросить что-то, наполниться силой и ему нужно обязательно что-то подарить.

- Вы тоже верите в шаманизм? Как это проявляется в жизни, какие-то ритуалы выполняете?
- Да, конечно, верю. Но это, скорее, вера на бытовом уровне, она проявляется в отношении к природе на охоте, на рыбалке, в уважении ко всему живому, Что касается ритуалов, то это у нас очень редко происходит, обычно на праздниках.

- Вы ещё работаете в школе? Или после победы на "Кинотавре" полностью ушли в кино?
- В начале прошлого года я ушёл из школы. За год снял три фильма, надеюсь, что скоро начнём снимать новую картину. И она будет совсем другой. Мне сейчас хочется снимать кино, отличное от первых фильмов, просто нужно перерасти какие-то моменты. Моя проблема – я много думаю, будет ли история понятна, интересна зрителям, а хочется делать более авторские вещи, без оглядки на кого-то.


О режиссёре

  • Дмитрий Давыдов родился в якутском селе Амга.
  • После пединститута работал в школе, пройдя путь от учителя начальных классов до директора.
  • Дебютный фильм "Костёр на ветру" получил приз за режиссуру на фестивале "Движение" (2017).
  • Драма "Пугало" на "Кинотавре" получила Гран-при и приз за лучшую женскую роль.