Metro выясняет, почему фриланс набирает популярность, а также какие он имеет плюсы и минусы.
Россия вошла в топ-10 стран по объемам рынка фриланса – его оборот в 2020 году превысил $41 млрд. Соответствующие оценки привела PwC в исследовании внештатной занятости.
Можно прийти к выводу, что рынок фриланса растет там, где люди не могут себя эффективно применить на местах.
Журналист Metro провела опрос и выяснила, что большинство респондентов отдают предпочтение постоянной работе. Лишь 5% из опрошенных поддержали развития карьеры в фрилансе.
А что о свободной форме работы говорят сами фрилансеры? О плюсах и минусах такого вида деятельности Metro рассказали специалисты.
Вера Макеева, PR-менеджер:
- Несколько месяцев назад я сделала выбор в пользу фриланса и ушла из PR-агентства в свободное плавание. Это решение дало мне многое. В первую очередь, свободу самовыражения, неограниченную регламентом. Не будет лишним сказать и о свободе передвижения, которой очень не хватало в офисе. Фриланс позволил мне уехать к морю на пару недель и поработать в новой обстановке. На качестве работы это никак не отразилось, но зарядило на новые идеи и проекты. Несомненное преимущество фриланса – возможность выбирать, с кем сотрудничать, а с кем – нет. Если проект не приносит радости на наемной работе или вдруг клиент оказывается грубияном, с происходящим приходится мириться и продолжать работу. На фрилансе можно отказываться от предложений, которые не близки или неинтересны. На днях, например, я приняла решение не работать с производителем табачной продукции, так как отношусь к курению резко негативно.
Если говорить о минусах фриланса, могу выделить только один: отсутствие постоянного живого общения. Офисный режим работы и опенспейс всегда дают возможность обменяться идеями и советами с коллегами, поговорить о личном в обеденный перерыв. Такого экстраверта как я, это очень заряжает, и безусловно, этого немного не хватает в работе из дома.
Станислав Грушевский, фрилансер, специалист по продвижению:
- У фриланса есть ряд преимуществ. Во-первых, конечно, возможность самостоятельно планировать свой рабочий график и оставлять время для личной жизни, хобби. Во-вторых, более прозрачная взаимосвязь между количеством и качеством работы и заработком, чем на традиционной офисной работе. Особенно на начальном этапе развития карьеры. В-третьих, фриланс расширяет профессиональный кругозор - приходится работать с компаниями из различных отраслей, вникать в их особенности, много общаться с экспертами и заказчиками. На фрилансе быстрее растет опыт и то, что называется "насмотренностью". Фрилансер первым перенимает передовые технологии и новые решения в своей профессии.
Другой стороной фриланса является то, что этот опыт касается именно узкой специализации фрилансера. В то время как "офисные" коллеги могут быть не столь компетентны в профессиональных вопросах, но в это время они развивают свои навыки в части управления персоналом, менеджмента, распоряжения бюджета. Поэтому из опытного фрилансера получается высококвалифицированный специалист и может даже руководитель небольшого отдела, но сложно вырасти в менеджера, который управляет большими коллективами
Стоит отметить, что не все работодатели готовы работать с фрилансерами. Почему?
Светлана Соколова, учредитель группы компаний Mushrooms creative, генеральный директор коммуникационного агентства MYGRIBS:
- Фриланс очень популярен в сфере маркетинга. Как правило хороший специалист может "дорого себя продать", затем он выгорает или сталкивается с разочарованием и приходит работать в агентство. Однако, на мой взгляд – как работодателя, такой кандидат - весьма сложный кадр для интеграции в компанию. Относительно людей, которые длительное время работают на фрилансе у нас даже есть понятие "закоренелый фрилансер" - основная особенность таких специалистов в том, что им сложно привить корпоративную культуру, дисциплину, дедлайны, социализировать в коллективе и другие структурные элементы работы в компании. Приживаемость таких специалистов в компании примерно на 40% ниже.
Максим Меженков, директор по развитию в компании "Мой Автопрокат":
- У меня большой опыт работы с фрилансерами. Для меня это наболевшая тема. Я много обжигался прежде, чем решил проблемы коммуникации и научился выбирать эффективных исполнителей.
К удаленке сегодня очень серьезно относятся во всем мире. Нет проблем с восприятием того, что человек на удаленке менее серьезен, чем сотрудник в офисе. Зачастую фрилансеры - ценные люди. Они генерят идеи и не стесняются высказывать собственные мысли. Удаленщики лишены менталитета офисного планктона, который стремится “сесть” на зп и ничего не делать.
Проблема заключается в том, что на 20% заказчиков, которые могут объяснить, что им нужно, приходится 80% тех, кто не может этого сделать. Самое важное, что нужно сделать заказчику - это составить хорошее тестовое задание для фрилансера, перед тем, как нанять его.