Что самое сложное в профессии? Меня часто спрашивают об этом, и я всегда теряюсь. Я люблю балет, а когда ты что-то или кого-то любишь, то миришься со всеми недостатками. Но если покопаться, самое сложное – это дисциплина, ты всегда должен быть в форме, ты должен быть устойчив морально и физически, и у тебя не может быть плохого настроения, когда ты выходишь на сцену. Зрители пришли смотреть спектакль, и ни в каком мире не существует сценария, где у Одетты и Одиллии болит нога или не сданы экзамены в университете.

Ещё одна неприятная вещь – конечно, травмы. Они всегда неожиданные и бьют прямо под дых, предательски. Вот ты на коне, а через минуту на больничном, и тебя заменяют в спектаклях, на гастролях. 

То, что у нас постоянно ноги стёрты в кровь, – это преувеличение и хайп, у профессиональной балерины кожа на пальцах ног как у слона. (Смеётся.) Но бывают исключения, например, когда ты выходишь из отпуска или надеваешь новую пару балетных туфель, тут мясо и кровь неизбежны, но на мозоли никто уже не реагирует – стёрла и стёрла. У каждой танцовщицы после училища уже есть свой секрет, как не стирать пальцы в кровь или залечивать раны быстрее.

Искушение вкусной едой – тут всё очень индивидуально. Обычно у балетных характер кремень, но мы все люди... Я для себя приняла решение: если не позволяет репертуар, то я не хожу на праздники и вечеринки, слаба я духом перед "Графскими развалинами". (Смеётся.) В этом году даже не смогла отметить свой день рождения, потому что стояли спектакли до и через два дня после –  "Ромео и Джульетта" и "Баядерка", в обоих я танцевала главные партии. Так что в день рождения я пришла вечером с работы, задула свечу на торте и легла спать.

К ограничениям в еде привыкаешь, балеринам приходится следить за весом с 14–15 лет. В наше время не было обилия курсов по правильному похудению, так что мы в 15 лет знали всё про кефирные диеты и про то, какие рыбные консервы оставить на ночь на батарее, чтобы утром съесть... Все диетологи мира сейчас бы закричали – это недопустимо, растущий организм не должен подвергать себя такому, но в балете нет общепринятых норм, а есть свои стандарты...

Но я ни о чём не жалею. 20 лет назад я влюбилась, взяла на себя ответственность за свою жизнь и как жена декабриста следую за своей любовью по сей день. Вы же не будете спрашивать капитана дальнего плавания, почему он терпит эти муки, – очевидно, он любит море, или врача – он любит людей и хочет их спасать. Я также, я люблю балет. Я счастлива быть частью прекрасного и дарить людям красоту, вдохновение и даже, возможно, лечить чьи-то души через через великое искусство – балет.


Источник: Metro Москва.