На днях в средствах массовой информации появились сообщения, что российский фигурист Роман Костомаров перенес ампутацию. Metro пообщалось с врачом-протезистом Антоном Кругловым, который написал первую в России книгу по протезированию рук "Антропология киборга".

Почему люди скрывают ампутацию?

– Я задаюсь этим вопросом все свою практику уже более 10 лет. Меня удивляет, почему у людей сама ситуации ампутации откликается как будто бы большей болью, чем просто потеря руки или ноги, как будто бы для них это социальное падение.

На этот вопрос я пытаюсь ответить всю первую главу своей книги. Могу привести исторический пример. После Второй мировой войны в СССР и в других странах-победителях на плакатах, открытках и агитационных листовках собственных солдат не изображали с ампутацией. Но при этом солдаты противника, немецкие солдаты всегда изображались покалеченными. Так в сознании общества утвердилось, что ампутация – это принадлежность к солдатам врага. Это стало считываться на подсознательном уровне.

Второй момент. После войны Советский Союз не справился с покалеченными солдатами, многие из них маргинализировались, поэтому у людей утвердилось понятие, что ампутация – равно социальная деградация и падение. По этой причине, на мой взгляд, люди скрывают свою ампутацию, потому что боятся снизить свой социальный статус.

Какие ампутированные части тела в представлении пациентов наиболее постыдные?

– Мне кажется это некорректный вопрос, у пациентов нет постыдных частей тела. Тогда корректнее сказать интимных. Очень часто культя ощущается пациентом как интимная часть тела. На мой взгляд, нет разницы, люди одинаково пытаются скрывать протез ноги или руки. Человек либо пытается скрыть протез, либо открыто демонстрирует.

Почему некоторые демонстрируют протезы в социальных сетях?

– На мой взгляд, дело в популярности этого контента, в том, что он хорошо продается. В принципе, всегда хорошо продается необычность, индивидуальность. В этом смысле, сделав классный необычный протез, можно выделиться в высококонкурентном поле соцсетей. Дело именно в этом, а не во внутреннем согласии самого пациента.

Если взять выборку людей, которые социальными сетями не пользуются, то среди них процент людей, которые хотят скрыть свою ампутацию, остался примерно таким же. Всегда были люди, которые не стеснялись и демонстрировали свой протез. Просто теперь те, кто не боится, стали блогерами, мы стали их чаще видеть. А стало ли их реально больше – это предмет социального исследования, которое еще стоит провести.

Врач-протезист Антон Круглов.

Врач-протезист Антон Круглов.

предоставлено "Сколиолоджик.ру"

Фото:

Сталкиваются ли обладатели протезов с буллингом? Или это уже в прошлом?

– С буллингом сталкиваются все, с протезом ты или без. Это порождение социальное. От социума зависит, есть он в данном месте или неприемлем. Скорее, это правила, установленные в данной конкретной социальной группе, и никак не связано с тем, есть у человека протез или нет. Конечно, пользование протезом может стать дополнительным триггером. Это не в прошлом, буллинг, на мой взгляд, актуальная проблема нынешнего мира.

Какая самая главная психологическая проблема протезирования?

– Самая главная психологическая проблема протезирования напрямую не связана непосредственно с протезированием. Я бы назвал ее проблемой непринятия собственного тела. Она характерна не только для людей, которые пользуются протезами. Нужно полюбить себя в своем собственном теле, с ампутацией или с врожденным недоразвитием, принять себя и из этой точки заниматься повышением качества своей жизни.

Люди с протезами – это киборги?

– На мой взгляд, это, безусловно, люди. То, что отличает людей от других животных – это высшие человеческие проявления, чувства, эмоции и поступки. Безусловно, люди, которые пользуются протезами, часто бывают глубже эмоционально, чувственнее, их поступки в высшей степени человеческие. А еще сильнее эти чувства, эмоции могут проявляться у людей с врожденными особенностями недоразвития, которые часто компенсируют это интеллектуальным и эмоциональным развитием.

Отличается ли протезирование в нашей стране от протезирования в других странах?

– Если мы говорим про медицинскую и техническую сторону вопроса, то протезирование в нашей стране мало чем отличается от протезирования в разных развитых европейских странах и Северной Америке. На мой взгляд, что касается протезирования верхних конечностей, мы точно не отстаем. Нам доступны самые совершенные искусственные кисти и другие полуфабрикаты, а настройку и изготовление приемной части протеза, подгонку на пациенте зачастую выполняем качественнее. У меня достаточно много пациентов, которые ранее протезировались в Израиле, США, Германии. Я смотрю на те протезы, которые мы делаем, и они местами даже намного лучше, и пациенты их осваивают "глубже".


СПРАВКА:

В нашей стране нет современной литературы на русском языке по протезированию рук. В книге "Антропология киборга" врач-протезист из Санкт-Петербурга Антон Круглов рассказывает обо всем, что знает и чего достиг за время своей работы. За 10 лет практики он изготовил несколько тысяч разных протезов.

"С советских времен остались учебники, где описана лишь техническая часть протезирования. В новой книге много внимания уделяется психологическому аспекту и эмоциональному состоянию человека, проходящего этот непростой процесс. Даются рекомендации, которые может использовать врач для комфортного и продуктивного общения с пациентом. В книге также собраны интервью с пользователями различных протезов. Приводится краткая история протезирования, где автор размышляет над тем, почему люди скрывают свою ампутацию", – рассказывает автор книги.

Автор книги – врач травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук, руководитель отдела протезирования и новейших разработок протезно-ортопедического центра Scoliologic.ru Антон Круглов. Запатентовал не одно изобретение в области протезирования верхних конечностей, врач с мировым именем. Некоторые конструкции его протезов никто, кроме него, в России не делает. В мире таких аналогов тоже единицы.

"Книга называется "Антропология киборга". Но обложка сделана так, что слово "киборг" как будто зачеркнуто: и это неслучайно. Я хочу доказать, что человек остается человеком вне зависимости от того, в какую ситуацию он попал", – говорит Антон Круглов.