Фильм "Довлатов" режиссёра Алексея Германа – младшего на Берлинском кинофестивале получил приз в номинации "Лучший художник по костюмам". Через несколько дней кинокартина выходит в прокат. Metro узнало, где искали актёров для массовых сцен

Главных героев – Довлатова, членов его семьи, близких друзей – в фильме сыграли профессиональные актёры. А вот массовку искали по всей России. И часть её нашли в еврейской общине Петербурга.

Пришлось выкурить десять сигарет
О кастинге прихожане Большой хоральной синагоги узнали по объявлению.
– К нам пришла помощник режиссёра по актёрам и стала снимать всех присутствующих анфас и в профиль, – рассказала Metro сотрудник Большой хоральной синагоги Алла Брук. – Я сфотографировалась и забыла об этом эпизоде. А через некоторое время мне позвонили и пригласили на примерку. Главный художник по костюмам и жена Германа Елена Окопная и её помощницы предлагали мне надеть разные костюмы, туфли, прикидывали, что можно сделать с моей причёской. Прошло ещё какое-то время, и меня позвали на съёмку массовой сцены, где Бродский читает стихи. Я должна была потягивать вино из бокала и курить. Снимали часов 12, за это время пришлось выкурить десять сигарет! В какой-то момент подошёл Герман, показал на меня и сказал: "Она!" Мне дали слова. В результате сыграла дочь пожилой женщины,  которая заговорила с Довлатовым. Мне нужно было два раза сказать: "Мама, пойдём!" Снимали много дублей: то я говорила свои слова слишком медленно, то слишком быстро. Устала очень, но оно того стоило.

Бродский не похож
В фильме есть сцена прощания с одним из героев. Молодые евреи неожиданно для зрителей начинают читать православную молитву об усопших.
– В 70-е годы такого не могло произойти, – говорит ещё один участник массовки, член еврейской общины 86-летний Дмитрий Резников. – Религиозными мы не были. Скорее могли "Катюшу" спеть, чем прочесть молитву. Но я в этой сцене не участвовал. Меня пригласили в эпизод, где Бродский читает свои стихи, а мы, представители интеллигенции, его слушаем. Снимали в огромной расселённой квартире. Я с интересом следил за съёмочным процессом. Актёр Милан Марич внешне очень похож на Довлатова. А вот у Артура Бесчастного, сыгравшего Бродского, ничего общего со своим героем нет. Не понимаю, почему режиссёр выбрал этого актёра. В начале 70-х я встречал Иосифа в Доме писателей и кафе поэтов, прекрасно его помню.

"Во время съёмок Герман заметил на столе бутылку со штрихкодом. Режиссёр закричал: "Группа реквизита! Так вас растак!"
Дмитрий Резников, член еврейской общины Петербурга