Участники исследования не знали, какое именно вино они пьют, но должны были оценить, сколько денег они готовы за него отдать. По результатам опроса выяснилось, что в среднем потребители готовы платить 9,97 фунтов стерлингов за более дешёвую бутылку и 7,7 фунтов стерлингов за более дорогую марку, пишет Daily Mail.

Оказалось, что покупатели судят о качестве вина по его бутылке. Сомелье Алексей Дудин развеял винные мифы и рассказал Metro, как выбирать бутылку в магазине.

– Вино, на этикетке которого изображён какой-нибудь замок, качественнее, чем вино из бутылки с минималистичной этикеткой?
– Нет. На этикетках дорогого бургундского вина нередко значится лишь название апелласьона (Это государственный стандарт, определяющий винодельческую территорию и обязательные для неё условия выращивания винограда. – Прим. ред.), а также имя производителя. И никаких картинок. А стоить такое вино может десятки и сотни тысяч рублей. И качество у него будет высочайшим.

"Замковые" вина Бордо на этом фоне могут быть значительно дешевле при том же высочайшем качестве (за чем во Франции внимательно следят и контролирующие органы, и сами хозяева виноделен).

Вообще, никто не мешает производителю рисовать на этикетках что угодно – хоть замки, хоть дворцы, хоть девиц в зелёных колготках. Прямой связи между рисунком и содержимым бутылки нет. А вот с надписями – другое дело. То, что написано на этикетке, может дать знающему человеку очень много информации о конкретном вине. Где оно сделано, кем именно, из каких сортов винограда, по какой технологии. Умение читать этикетку – первое, что надо освоить человеку, решившему научиться понимать вино.

– Яркая этикетка – признак дешёвого вина?
– Нет. Это, скорее, признак вина, ориентированного на молодёжную аудиторию. Вина с яркими этикетками могут стоить и 400, и 4000 рублей на полке винного бутика.

Есть исключения, разумеется. Одно из самых престижных винных хозяйств Франции - Chateau Mouton Rothschild – на протяжении уже многих десятилетий этикетку для своего главного вина "отдаёт на растерзание" модным художникам (каждый год – новому). И картинки получаются нередко очень и очень весёлыми. А стоимость одной такой бутылки с "несерьёзной" этикеткой стандартно зашкаливает за сотню тысяч рублей.

– Вино в коробках хуже, чем бутилированное?
– Нет. Если мы говорим об одном и том же вине, розлитом в разные виды тары. Разницы во вкусе вы, скорее всего, не почувствуете. Коробки – или bag-in-box – это пикниковое решение. Можно взять с собой побольше вина на компанию, да ещё и без риска разбить бутылки в ходе транспортировки.

– Чем тяжелее бутылка, тем дороже вино в ней?
– Нет. Прямой взаимосвязи не существует. Тяжёлая бутылка – это своего рода намёк винодела, что это вино более дорогое, чем другие, в его же ассортименте. Но в Европе такое вино может стоить и всего 5–7 евро. А престижное бургундское вино, розлитое в не слишком тяжёлую бургундскую бутылку, потянет на сотню-другую евро. Словом, каждый винодел решает для себя. Эксперты, кстати, хорошо знают, кто из ведущих виноделов в какие бутылки разливает свои вина. Что нередко помогает им распознавать подделки.

– Вино с корковой пробкой лучше, чем с винтовой?
– Нет. Есть множество шикарных вин, укупоренных "винтом", и множество позорнейших вин, укупоренных цельной пробкой из коры пробкового дуба.

– Осадок в вине – плохой признак?
– Нет. Осадок осадку рознь. Многие, например, пугаются прозрачных кристалликов, выпавших на дно бутылки белого вина. А это всего лишь винный камень, абсолютно не влияющий на вкус вина. Столь же безопасен осадок в нефильтрованных красных винах. Единственное, его не слишком приятно пить с тактильной точки зрения. Поэтому такие вина принято предварительно снимать с осадка – с помощью свечи и декантера (осадок при переливании вина концентрируется в "плечах" бутылки, его можно вовремя заметить и остановить процесс).

– Чем вино дороже, тем оно лучше?
– Необязательно. У каждого вина свой срок жизни. В определённом смысле, это "кот Шредингера". Мы не узнаем, в каком состоянии вино, пока не откроем бутылку. Оно может быть в шикарной форме, а может состариться раньше времени (например, в случае неправильного хранения). И это досрочное старение происходит даже с очень дорогими винами.

Есть и другая напасть – болезни вина. Самая известная среди них – "пробковая болезнь" ("корк"), вызываемая химическим соединением под названием "2,4,6-трихлоранизол". Вещество это придаёт вину вкус и запах мокрого картона, который не извести из вина никакими силами. Можно только оплакать потраченные деньги, вылить испорченное вино в раковину и тщательно вымыть бокал, в который оно было налито.

Страдают "корком" даже самые дорогие вина. И лучшие умы десятилетиями бьются над задачей: как полностью исключить заболеваемость "корком", сохраняя традиционный способ укупорки. Пока не очень получается. Да, есть альтернативы: винтовая, стеклянная, полимерная пробки. Но винных ортодоксов такой вариант не устраивает.

– Старое вино всегда лучше молодого?
– Не всегда. У вина есть разные стадии развития, взросления. И если вино проведёт в бутылке больше времени, чем ему отпущено природой, результат вас не порадует: вы откроете уже "мёртвое" вино.

А вот если вино пребывает в рамках своего традиционного жизненного диапазона, взрослое почти всегда интереснее молодого. Это касается, прежде всего, красных бургундских вин, которые в их юном возрасте пить почти противопоказано. То же можно сказать и про красное бордо. Если есть сомнения – пить или ещё рановато – лучше свериться с винными интернет-справочниками.


На что обратить внимание при покупке вина

  • На толщину своего кошелька. Сколько вы готовы потратить на бутылку?
  • Какой тип вина вам нужен? Игристое или тихое? Белое, розовое, оранжевое или красное? Сухое или сладкое?
  • Какой стиль вина вы предпочитаете?

Чёткие ответы на эти вопросы облегчат жизнь и вам самим, и вашим консультантам.


Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.