Среди врачей, обеспечивавших подготовку Валентины Терешковой к полету, был и Иван Колосов. Сейчас ему 80 лет, он полковник медицинской службы. Живет в Петербурге, работает на кафедре авиационной и космической медицины в Военно-медицинской академии. Многое, о чем поведал корреспондентам Metro Иван Акандинович, раньше хранилось под грифом «совершенно секретно».
– На самом деле то, что Терешкова полетела в космос, – стечение обстоятельств, – вспоминает военврач. – Помощником главкома ВВС по подготовке космонавтов в ту пору был генерал Николай Каманин. Пытливый мужик, я вам скажу.

Все, что было связано с космосом, Николай Петрович внимательно изучал. После войны советские ученые провели ряд экспериментов с ракетами ФАУ-1 и ФАУ-2, когда внутрь помещались подопытные животные. Как самки, так и самцы. Ученых интересовал вопрос, смогут ли женский и мужской организмы перенести полет в космос. Результат опытов оказался положительным. Каманин отправился на доклад к своим руководителям.

– Давайте готовить к полету женщину. Это не только эксперимент, но еще и престиж нашей великой страны, – сказал Каманин. Первый космонавт – наш, первая женщина – опять из СССР.
Но все как один – главный конструктор Королев, академик Келдыш и министр обороны Малиновский – сказали: нет. И тогда Каманин привел аргумент, который заставил руководство изменить свое мнение:
– А вы знаете, что в Америке вовсю готовят к такому полету 28-летнюю Джеральдину Кобб?
Из Кремля быстро пришла депеша: ускорить набор в отряд космонавтов женщин-парашютисток и летчиц.
– Желающих среди представительниц прекрасного пола оказалось около 200 человек, – рассказывает Иван Колосов. – Но после всех исследований и проверок оставили лишь пятерых: Валентину Терешкову, Валентину Пономареву, Татьяну Кузнецову, Ирину Соловьеву, Жанну Еркину (Сергейчик). Осталось выбрать ту, которая отправится в полет.

Начались ежедневные тренировки и испытания. Наш собеседник познакомился с Терешковой во время теоретических занятий по влиянию невесомости на организм человека. Затем Иван Акандинович следил, как на Валентину действует центрифуга, рассказывал о воздействии сурдокамеры. Нахождение в последней выявляла скрытые возможности человека. Так, Алексей Леонов, до этого рисовавший лишь изредка, стал «выдавать на гора» замечательные художественные произведения. С пятеркой усиленно работали психологи. Выявили, что неформальным лидером среди них была Валентина Терешкова. Она, собственно говоря, и не скрывала, что приложит все усилия, но полетит в космос. Испытания шли почти полтора года и были успешно завершены. Всем пятерым присвоили звание младший лейтенант. Оставались три главных пункта: последний врачебный осмотр, поездка в Кремль и выезд за 25 суток до полета на госкомиссию.

Документы на полет отправили в ЦК партии. Отмашку дал сам Никита Хрущев. Для него были важны два критерия: космонавт должен быть коммунистом и из рабоче-крестьянской семьи. Валентина Терешкова под эти параметры подходила.

Полет назначили на 16 июня 1963 года. На космодроме Байконур инженеры надели на Терешкову скафандр, она залезла в спускаемый аппарат. Датчики зафиксировали учащенный пульс – до 160 ударов в минуту. В начале полета у Терешковой была эйфория, но вот к концу вторых суток чувствовалось утомление. На борт из еды положили тубы с пастами – паштетом, соками, сгущенкой.
Правда, по большому счету Терешкова там мало что ела. Побаивалась, что будет тошнить. Приземлилась Валентина через трое суток. Москва с ликованием встречала женщину-первопроходца. Хрущев лично подарил Терешковой машину «Чайка» (у мужчин в ту пору были «Волги»). Через некоторое время Терешкова вновь захотела полететь в космос, но врачи наложили табу. Проблемы со здоровьем...