О том, что это такое, Metro рассказала детский и подростковый психиатр, к.м.н.,руководитель направления "Когнитивно-поведенческая психотерапия детей и подростков" Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Марина Земляных

Что это?

– Буллинг – один из вариантов проявления агрессии у школьников. Термин произошел от английского bully, что в переводе означает дословно "хулиган". В русском языке чаще в качестве аналога употребляют слово "травля". Это явление, свойственное преимущественно детским коллективам, в первую очередь школе, и заключающееся в травле одного или нескольких детей другим ребёнком или группой детей. Разновидностью буллинга является кибербуллинг, когда травля происходит в социальных сетях, мессенджерах – другими словами, с использованием цифровых технологий.

Буллинг сегодня – явление распространённое. Согласно данным социальных опросов, около 28% детей отмечают, что подвергались публичному высмеиванию в школе, около 70% российских школьников признаются в том, что были участниками или жертвами онлайн-травли.

Как это происходит?

– Для осуществления травли используют активные формы унижений, оскорблений, высмеиваний, а также изоляцию или обструкцию – например, демонстративно не садиться с теми, кто подвергается буллингу, за одну парту, никогда не приглашать на дни рождения и другие праздники, отказывать в общении, разговоре. В более тяжёлых случаях к психологической травле могут присоединить и физические методы: пинки, удары и даже побои.

Как предотвратить буллинг?

– В первую очередь – признать проблему, а не замалчивать её. Осуществлять мониторинг психологической атмосферы в школьных коллективах – это могут делать психологи, педагоги, социальные педагоги. Создавать в школе атмосферу справедливости и неотвратимости наказания за травлю и насилие в отношении других, всемерно развенчивать миф о том, что "агрессивное поведение – это нормально".

Большую роль играют родители. Если ребёнок оказался жертвой травли, родителям важно разобраться, помочь и поддержать. В подавляющем большинстве ситуаций буллинга необходимо вмешательство взрослых. Если ребёнок осуществляет агрессию, его родителям важно помнить, что именно их ответственность за такое поведение является ведущей, а не ответственность учителей и Интернета, который, как мы часто слышим, "виноват во всём". Важно также вовремя обратиться к психологам, другим специалистам в области детского психического здоровья, если есть последствия травли и ребёнку необходимо восстановиться, а тем детям, которые осуществляли травлю, нормализовать поведение.

Каковы последствия?

– В ситуации травли всегда есть две стороны: пострадавший (или жертва), который подвергается травле, и агрессор (или группа агрессоров), который травит жертву.

Объектом буллинга может стать любой ребёнок, но всё же чаще травле подвергаются дети, имеющие проблемы со здоровьем, особенности внешности, нерешительные и замкнутые, новички в классе, те, у кого есть нарушения развития и/или психические расстройства.

Те, кто организовывают травлю, нередко отличаются повышенной агрессивностью и нарушениями развития эмоциональной сферы – у них замедлено формирование таких высших эмоциональных образований, свойственных человеку, как эмпатия, сочувствие, сострадание и сопереживание.

Последствия буллинга для детей, которых травят, могут быть очень тяжёлыми: усиление тревоги, страхов, избегание посещения школы, депрессия и даже суицидальная настроенность вплоть до совершения суицидальных попыток. Но и для тех, кто безнаказанно осуществляет травлю, последствия серьёзны – как для них самих, так и для общества: у них нередко формируется диссоциальное и жестокое поведение, сохраняющееся и во взрослом возрасте.

Кто виноват?

– В школе проявлениям буллинга нередко способствуют отсутствие контроля за поведением учеников на переменах, в том числе в столовых, туалетах, укромных уголках, и равнодушное отношение учителей, непризнание проблемы или её замалчивание. Дома этому способствуют равнодушие родителей, отсутствие у них интереса к тому, что происходит с ребёнком в школе, позиция "сам разбирайся". Особенно эта позиция вредна, когда ситуация длится давно. А в случаях, если ребёнок – инициатор буллинга,  поддерживающим фактором будет культивация агрессивного поведения со стороны взрослых.