По данным прокуратуры Санкт-Петербурга, 40% всех преступлений в городе совершаются в цифровой среде. Чаще всего целью злоумышленников становятся пенсионеры. Помочь защититься от мошенников могут открытые уроки по кибербезопасности, один из которых состоялся в администрации Приморского района. Совместный проект "Ростелекома" и мобильного оператора T2 "Безопасность с заботой" реализуется в рамках городской программы "Серебряный возраст" при поддержке ГУ МВД по СПб и ЛО. Гости встречи узнали, откуда мошенники берут личную информацию о гражданах, почему никому нельзя сообщать код из СМС и как понять, что на том конце провода – преступник.
Фото предоставлено пресс-службой Т2
"Телефонный террор" и как с ним бороться
Цифровой портрет человека – совокупность знаний о нём на основании данных, доступных в Интернете. Соцсети, мессенджеры, госучреждения, банковские приложения и даже простой аккаунт на Ozon или Wildberries – везде мы оставляем свой цифровой след. Собрать необходимую информацию не составляет труда, чем и пользуются мошенники. Они запутывают жертву тем, что якобы "знают всё" и действуют по проверенной схеме: просят сообщить код из СМС, взламывают аккаунт на сайте "Госуслуги". Дальше – сценарии разнятся: на ничего не подозревающего пенсионера могут оформить кредит, похитить деньги с банковского счёта или незаконно оформить платную подписку.
Он подчеркнул, что операторы связи со своей стороны делают всё возможное, чтобы минимизировать случаи кибермошенничества. Однако гражданам всё равно нужно быть бдительными: в подобные махинации вовлечены целые call-центры и профессиональные психологи.
Благодаря широкому освещению проблемы телефонного мошенничества население постепенно перестаёт бояться вредоносных звонков. Однако не стоит сбрасывать со счетов стремительно развивающиеся возможности искусственного интеллекта, например, дипфейки. Это может быть видеоуловка: на уроке продемонстрировали ролик с космонавтом Юрием Гагариным, передающим слово следующему спикеру.
Фото предоставлено пресс-службой Т2
Подделать можно и голос. Сейчас участились случаи именно такого рода: жертвам звонят "родственники" и рассказывают заранее придуманную легенду: чаще всего, она подразумевает мгновенный перевод некой суммы. Эксперты советуют сохранять спокойствие, как можно быстрее закончить разговор и перезвонить близкому.
Также слушателям лекции напомнили, что все приходящие коды для авторизации в любом сервисе – только для личного пользования. Они никогда не требуются третьим лицам или организациям.
Как не попасть под влияние мошенников
Государство делает всё, чтобы обезопасить население от атак мошенников. Но как бы не блокировались нежелательные звонки, всё равно какие-то да настигнут свою жертву. Железное правило – не отвечать на вызовы с незнакомых номеров. Если мошенникам всё же удалось получить код из СМС, не стоит поддаваться панике. Есть время дойти до ближайшего МФЦ и сообщить о попытке взлома.
Конечно, при реальном столкновении с мошенниками бывает непросто сохранять самообладание. Многих из собравшихся волновал вопрос, как не бояться брать в руки собственный телефон, чтобы ненароком не перейти по сомнительной ссылке или не наткнуться на нежелательный звонок. Именно такие встречи призваны помочь пенсионерам чувствовать себя увереннее в век Интернета и технологий.
Реклама. ООО "Т2 Мобайл". ИНН 7743895280. ERID: 2VSb5wdGTcM
