Банк проанализировал платежи клиентов и определил ключевые сферы, где они чаще всего используют QR-коды для оплаты товаров и услуг. Самыми распространёнными стали супермаркеты и магазины одежды и обуви. Такой способ оплаты востребован не только благодаря удобству и скорости, но и дополнительным выгодам, которые потребитель получает от точек продаж, об этом рассказал в преддверии 16-го Инвестиционного форума ВТБ "РОССИЯ ЗОВЁТ!" старший вице-президент, руководитель департамента продуктов розничного бизнеса ВТБ Алексей Охорзин.
По данным экспертов, половина всех платежей, совершённых по QR-коду, приходится на топ-5 сегментов. Наиболее востребованы они в супермаркетах и сфере развлечений (17% всех оплат). Каждая десятая транзакция совершается в категории "одежда и обувь" более 5% – при заказе туристических услуг.
Супермаркеты и магазины одежды при оплате по QR-коду часто предоставляют дополнительные скидки, которые становятся дополнительным стимулом для потребителей. Покупка туристических путёвок и экскурсий тоже стала проще – не нужно искать и вводить реквизиты карты, оплатить можно по QR-коду продавца.
С сентября 2026 года в России начнётся массовое внедрение универсального QR-кода, который станет ключевым элементом обновлённой платёжной экосистемы. Его главное отличие – возможность оплаты через приложение любого банка, что устранит путаницу из-за множества разных кодов и создаст единое платёжное пространство.
Ранее эксперты прогнозировали, что к 2026 году на долю альтернативных способов оплаты, включая СБП, электронные кошельки, QR-коды и биометрию, будет приходиться 47% всех безналичных транзакций в России. В результате каждый второй безналичный рубль будет проходить без использования банковской карты. Основным фактором этого тренда является рост онлайн-торговли, доля которой достигла в 2025 году 23%, удвоившись с 2020 года. По оценкам ВТБ, объём транзакций только через такие каналы, как СБП, QR и биометрия к 2026 году вырастет более чем впятеро по сравнению с 2023 годом.
