Один из самых кассовых режиссёров современности впервые в карьере представляет картину, основанную на реальных событиях. На этой неделе "Дюнкерк", рассказывающий о чудесном спасении 300 тыс. солдат в начале Второй мировой войны, выходит в российский прокат.

На этот раз рецепт Кристофера Нолана, автора таких картин, как "Помни", "Начало" и "Интерстеллар", – взять молодых, пока неизвестных актёров, добавить опытных вроде Марка Райлэнса и Кеннета Браны, использовать новейшие технологии IMAX, немного диалогов и рассчитывать на аудиторию разных возрастов.

Насколько важно понятие времени в вашем творчестве?
На мой взгляд, время – очень интересный инструмент для режиссёра. От того, как ты его используешь, зависит, как именно зритель будет воспринимать действие на экране. Даже самые простые истории таким образом можно превратить в нечто завораживающее. Каждый фильм – это уникальный подход к оперированию временем. В своих работах я часто использовал время в агрессивном ключе для того, чтобы дать толчок сюжету.  
В "Дюнкерке" я хотел рассказать очень субъективную историю, почти личную, как будто бы от первого лица. С другой стороны, пытался донести до зрителя перипетии этого великого сражения. Как здесь работает время? В картине битва может занимать час, а по факту военные провели на пляже в Дюнкерке неделю. И все те истории, которые проходят перед вашими глазами, должны вызывать субъективное ощущение движения времени. Моей целью при создании картины было, с одной стороны, донести собственное видение битвы, с другой – представить широкий взгляд на те события Второй мировой войны, но без необходимости показывать казармы, генералов и военные карты.

В фильме вы рассказываете историю параллельно с трёх точек – земли, моря, воздуха.  Насколько сложно было работать в таком ключе?
Я обожаю бросать вызов самому себе в процессе съёмок. В преддверии написания сценария я провёл огромное количество подготовительной работы: рисовал диаграммы и прочее. Это мне очень помогло. Да, было сложно. Но такой подход вдохновляет и делает рабочий процесс приятнее.

Как на работу повлиял тот факт, что вы впервые в своей фильмографии использовали историю, основанную на реальных событиях?
Главной задачей для меня было показать, что на самом деле чувствовали люди, оказавшиеся в самой гуще событий. По этой причине мы добивались исторической достоверности. К примеру, использовали настоящий самолёт тех времён, а не макеты. Таким образом, и сами актёры могли прочувствовать ситуацию более глубоко.  Съёмочная группа старалась добиться максимальной аутентичности, использовать по минимуму спецэффекты. Именно в процессе съёмок этого фильма я понял, насколько важна в принципе достоверность. Тогда мы пришли к выводу, что нужно использовать дополнительно около тысячи статистов, которые заполнили километровый пляж. И когда вы смотрите фотографии, возникает странное ощущение, что все эти люди просто находились в центре бездны.   
Вообще работа над фильмом была для меня очень полезна в плане изучения истории. На прошлой неделе мы показали картину ветеранам, которые принимали участие в этой битве. Для меня это был один из наиболее пугающих моментов в карьере, когда я стоял перед ними и рассказывал о фильме. В результате тем людям, которые были свидетелями и участниками событий, картина понравилась. Это было такое облегчение.

Фильм вроде бы о войне. Но вы показываете очень мало крови. Это было так задумано?
Я хотел снять скорее саспенс (фильм, который провоцирует состояние тревожного ожидания, беспокойства. – Прим. ред.), чем классическую картину о войне. Среди предшественников, на которых мы ссылаемся, – "Плата за страх" (1953 год), "Иностранный корреспондент" (1940) и "Спасти рядового Райана" (1998). Это настолько сильные картины, что они будто говорят тебе: во-первых, не повторяй то, что мы сделали, поскольку мы сделали это слишком хорошо. Во-вторых, они показывают, насколько саспенс является сильным инструментом, который не позволяет зрителю отвлечься от экрана. В этом, к примеру, отличие жанра от хоррора, ужастиков. В них ты то и дело отводишь глаза от экрана и смотришь в другом направлении. Нам хотелось обратного эффекта, чтобы зрителю было не оторваться от нашего рассказала.

В качестве актёра в фильме вы задействовали Гарри Стайлза – поп-певца, который известен по группе One Direction и участвовал в шоу The X Factor. Таким образом вы хотели привлечь юную аудиторию?
Гарри – поп-звезда? (Смеётся.) Мы просто искали человека не из актёрского цеха для того, чтобы сыграть одного из персонажей. Мне не нравится, когда 31-летние играют 19-летних. Мы попытались привлечь человека, который будет искренне не понимать, выживет он по сценарию или нет.
 Процесс поиска идеальной кандидатуры занял долгое время. Это были буквально тысячи прослушиваний. Мы искали в театральных вузах, в профессиональных агентствах, хотели подобрать новичков. В результате перед нами была куча талантливых парней, но ни одного подходящего нам. Мы быстро нашли исполнителя роли рядового британской армии Томми. Им стал Фионн Уайтхеда. А вот на роль другого рядового, Алекса, никого не было.
Гарри прислал нам запись на кастинг, мы увидели в нём потенциал. Я связался с ним и сказал: "Если ты хочешь попробовать то, чего никогда не пробовал, добро пожаловать!" Мы с ним провели несколько дней в так называемой кастинг-мастерской. По факту собирается несколько человек, каждому из них даётся роль. После этого группа собирается в другом составе. И это продолжается несколько дней.
Гарри показал себя с лучшей стороны. Теперь я понимаю, что у него действительно есть большой потенциал.

Не думали о том, что его участие могло негативно сказаться на съёмочном процессе из-за того, что у него куча фанатов?
Давайте посмотрим правде в глаза. Он известен на своём поприще – как музыкант. Но я лично на момент съёмок не знал, кто он такой. Мои дети знали. По какой причине? Исключительно из-за возраста. (Смеётся.) В любом случае не думаю, что нам нужно беспокоиться о таких мелочах. Как у режиссёра, у меня много другой головной боли. Раскрывать потенциал в актёрах – часть мой работы.    
Когда в своё время я выбрал Хита Леджера на роль Джокера в фильме о Бэтмене, большинство поднимали брови и удивлялись, как он вообще будет играть эту роль. Но всё получилось. Более того, я не впервые работал с поп-звездой. В своё время Дэвид Боуи сыграл Николу Теслу в моём фильме "Престиж". Люди, посмотревшие "Дюнкерк", смогут убедиться: Гарри отлично себя проявил.

Когда снимаете фильм, какие у вас приоритеты?
Приоритеты? Конечно же, заработать кучу денег! (Смеётся.) На самом деле, какой бы ни был фильм, я хочу развлечь зрителей. Разумеется, слово "развлечение" неоднозначное. Особенно когда речь идёт о фильме, посвящённом   Второй мировой войне. Но я уверен, что кино должно давать зрителям незабываемый опыт, переносить их в те места, которые они не могли бы посетить самостоятельно. Будь то вымышленный мир или Дюнкерк. И каждый из них в конце просмотра должен на минуточку остановиться, подумать и сказать: "Ничего себе! Такого я ещё не видел!"

Автор оригинальной версии – Люсия Эрнандес