Развивающие игрушки – какие и в каком возрасте?

Мячики, сортеры, пирамидки, конструкторы, пазлы –маст-хэв для детской.

– Показывайте малышу фигурки животных,  имитируя их голоса. Это хорошо стимулирует речь, – советует Тамара Ануфриева, детский педагог-психолог. – Давайте погремушки на связке – пусть он перебирает пальчиками. Это отлично развивает мелкую моторику. С полутора лет отлично "зайдут" различные свистульки, рамки-вкладыши, каталки. В год-полтора познакомьте ребёнка с карандашами, пальчиковыми красками, тестом для лепки.

Дети постарше уже начинают подражать взрослым, осознают свою половую принадлежность и примеряют на себя разные роли и профессии. С 3–4 лет девочки с удовольствием играют в куклы и коляски, а мальчики увлечены машинами и техникой. Хороши конструкторы и настольные игры: "Сложи фигуру", "Подбери по форме", "На что это похоже", "Лото", "Домино", "Мозаика". Они отлично развивают внимание, память, мышление и логику.

– Важно и художественное развитие: сказки, стихи, потешки. Взрослый обязательно должен сопровождать чтение эмоциями и комментариями, объяснять прочитанное, – напоминает Тамара Ануфриева.

В 5–6 лет дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры, усложняя их. Кукольные домики с мебелью, наборы доктора и парикмахера, танцевальный коврик, наборы для рукоделия и творчества. Настольно-дидактические игры "Астроном", "Юный физик", "Химик" развивают творческое мышление, тренируют память. А различные логические головоломки, лабиринты полезны для тренировки памяти и подготовки ребёнка к школе.

Интерактивные игрушки

Но не стоит недооценивать и электронные игрушки. Интерактивные питомцы и куклы, музыкальные книжки, "умные" детские планшеты – хорошее дополнение к "классике". Например, говорящая кукла, рассказывающая сказки и стихи, или музыкальная книжка помогут в изучении цветов, алфавита, английского языка, счёта. Это хороший выбор, когда нужно вызвать у ребёнка интерес к обучению и в целом разнообразить этот процесс.


Мнение эскперта

Тамара Ануфриева, детский педагог-психолог

Не стоит демонизировать гаджеты, но онлайн-игры не должны быть заменой реальным

В раннем возрасте ребёнок только начинает знакомиться с окружающим миром за счёт взаимодействия с предметами, манипуляций с ними. Компьютерные и онлайн-игры можно разрешить только после того, как ребёнок освоит традиционные виды детской деятельности: рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное – когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роль взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет и пр.).

В противном случае постоянное использование гаджетов может повлечь неприятные последствия: отставание в речевом развитии, малоподвижность, неспособность к концентрации на каком-либо занятии, плохую запоминаемость информации. И даже вызвать зависимость. Увлечение гаджетами снижает и творческую активность – затрудняется развитие воображения, ведь виртуальный мир даёт всё что душе угодно. Важно, чтобы ребёнок мог клеить, лепить, вырезать, раскрашивать, придумывать свои сюжеты историй.