Цены растут который год подряд, и граждане потихоньку затягивают пояса. По данным Банка России, доля россиян, предпочитающих откладывать деньги, выросла до максимума с марта 2023 года и составила 56% опрошенных. При этом на вопрос банка "Есть ли у вас или вашей семьи сбережения, которые позволят продержаться какое-то время, если вы лишитесь основного дохода?" – большинство (58%) ответили, что сбережений не имеют.
О потребительских настроениях россиян и о том, как балансировать между сокращением расходов и поддержанием качества жизни, Metro поговорило с доцентом кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидатом экономических наук Линдой Рыжих.
Люди не перестали есть и одеваться
Эксперт уверена, что всё обстоит не так плохо, как кажется.
"Мы можем наблюдать более внимательное и взвешенное отношение граждан к покупкам в ключевых категориях потребительских расходов: еда, одежда, развлечения. Я бы не назвала это экономией. Скорее, это более рациональный подход к удовлетворению своих потребностей в рамках текущей экономической ситуации. Да, я согласна с тем, что после ухода западных брендов с российского рынка в определённой мере изменилась структура спроса, но люди не перестали есть, одеваться и обуваться. Многие покупки ушли в онлайн-сферу, а деликатесы, например, всё чаще приобретаются в частном порядке через онлайн-сервисы (икра и т.п.)".
Отказываются от спонтанных покупок
Тем не менее Линда Рыжих не отрицает, что экономия в некотором роде наблюдается:
"Снизились объёмы покупок бытовой техники, например; посещаемость кинотеатров также упала в последние годы по причине того, что все новинки можно посмотреть в удобное время в Интернете по подписке. И одна из причин экономии, на мой взгляд, это стремление к более рациональному потреблению на фоне перехода на сберегательную модель (люди откладывают деньги). Играют роль также отложенное влияние инфляции, изменение структуры потребностей и привычек и, безусловно, определённое наличие внешних макроэкономических факторов. Сейчас есть тенденция к более тщательному сравнению цен и отказу от спонтанных покупок".
Вкус и качество блюд ухудшились
То, что экономят не только потребители, но и производители, не заметил только ленивый.
"Производители часто заменяют дорогие компоненты более дешёвыми аналогами – например, используют пальмовое масло вместо натурального, растительные жиры вместо молока, соевые концентраты вместо мяса в колбасе (сохраняют цену за счёт ухудшения качества товара). Кроме того, производители всё чаще уменьшают вес или объём упаковки товара при сохранении цены. Порции в ресторанах в целом уменьшились заметно. Помимо этого, заведения общепита заменяют дорогие ингредиенты бюджетными аналогами и пересматривают меню, чтобы сдержать рост цен. Вкус и качество блюд в некоторых ресторанах и кафе заметно ухудшились только за последний год. Также многие производители переходят на декларации соответствия вместо ГОСТов, что позволяет им снижать себестоимость за счёт упрощения требований к качеству", – признаётся кандидат экономических наук.
Акции – наше всё
Линда Рыжих уверена, что в ближайшем будущем потребители адаптируются к экономической нестабильности, формируя новые привычки.
"Люди продолжат покупать товары по скидкам, отказываясь от излишеств и перераспределяя бюджет в пользу самого необходимого. Очевидно, сохранится рост интереса к отечественной продукции: в условиях импортозамещения локальные бренды активно заменяют ушедшие западные".
Мы живём один раз
Эксперт считает, что разумная экономия в условиях неопределённости может быть рациональной стратегией для сохранения финансовой стабильности. Однако важно балансировать между сокращением расходов и поддержанием качества жизни.
"Например, можно перераспределять бюджет в пользу базовых потребностей, но при этом избегать чрезмерной экономии на здоровье и образовании. Мы живём один раз. Например, переходить в режим жёсткой экономии в пользу формирования значительных накоплений денег на вкладе я считаю нецелесообразным. Понятное дело, если у человека нет возможности совершать дорогие покупки по причине потери работы, лишения дохода и т.п., то он вынужден "затянуть пояс". Но даже здесь лучше экономить на том, что существенно не влияет на качество жизни. Например, можно пересмотреть тарифы на мобильную связь и Интернет, отказаться от ненужных подписок. Кроме того, в экономически нестабильные времена можно существенно сократить расходы на курение, алкоголь и фастфуд, что не только полезно для здоровья, но и рационально для бюджета".
Существует тенденция к более тщательному сравнению цен.
сгенерировано нейросетью по запросу Metro
Фото:
Наш опрос: На чём вы экономите
Metro также решило провести свой опрос. Мы спросили знакомых, начали ли они уже экономить.
"Я определённо стала экономить на бизнес-ланчах. Если раньше мы всем офисом практически ежедневно ходили на обед в кафе, то сейчас покупаем готовые салаты или супы в ближайших магазинах с собственной кулинарией. Их стоимость примерно 200–300 рублей. Гораздо реже мы с подружками стали посещать рестораны. Ходить в них всё ещё продолжаем, но это уже становится действительно накладно", – Евгения.
"Я заметила, что стала экономить на продуктах. Никогда себе ни в чём не отказывала, всегда ела много вкусных фруктов и овощей. Однако этим летом заметила, что лишний раз не куплю себе, например, малину. Про голубику вообще молчу. Раньше, выбирая продукты, смотрела на качество, сейчас на цену. Авокадо, креветки – если ещё во времена пандемии их всегда можно было найти в моём холодильнике, то теперь, может, раз в месяц покупаю", – Светлана.
"Я живу одна и в целях экономии стараюсь реже заказывать продукты. Если раньше я обновляла содержимое холодильника раз в неделю, то теперь стараюсь масштабные закупки делать раз в две недели. Кроме того, открыла для себя специальную полку, куда в магазинах выкладывают товары с истекающим сроком годности. Для быстрого перекуса на работе – самое то”, – Анна.