Петербург утопает в пробках - повседневность, с которой не каждый готов смириться. Город с населением в 5,4 млн человек традиционно развивается за счет автомобильных дорог, но, какие бы новые развязки ни появлялись, нагрузка на транспортную систему не уменьшается. Мегаполис растет, а с ним и количество жителей с собственными машинами. И уже через 14 лет население в городе превысит 7 млн человек, уверены в Росстате.

Как отмечают эксперты, выйти из кризиса, однако, может получиться - властям необходимо обратить внимание на инфраструктуру для электричек и поездов. Решением проблемы называют модернизацию Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Концепцию проекта утвердили в  2020 году после бурных дискуссий. На разгрузку города уповают не только в Северной столице и прилегающих районах Ленобласти, славящихся новыми жилыми кварталами, но и федеральные власти.

В начале октября президент Владимир Путин утвердил перечень поручений. В ближайшие два года правительство выделит 6 млрд рублей на создание Широтной магистрали скоростного движения, известной жителям как восточный радиус. К нему в перспективе присоединят Западный скоростной диаметр. Транспортной развязкой выступит Витебский проспект.

 

"За счет федерального финансирования мы увидим дальнейшее развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Он полностью увязан со всеми другими видами транспорта и включен во внутригородскую сеть. Предстоящие проекты существенно повлияют на весь процесс работы", - уверена специалист в сфере развития транспортной инфраструктуры, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Виктория Калинина.

 

Помимо традиционных запросов на обновление составов метро и строительство новых станций прозвучали предложения по созданию железнодорожной ветки в Пулково.

 

"Количество пассажиров пригородного сообщения только увеличивается. Повышение привлекательности железнодорожного транспорта, запуск городских электричек - один из вариантов снижения транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть. И на отдельных направлениях мы видим очень высокий потенциал. Например, жители Колпино, Сестрорецка и Всеволожска охотно используют пригородные поезда как альтернативу наземному транспорту", - отметила Калинина.

 

Проекты предполагают изменения в грузоперевозках Петербурга и Ленобласти. Еще с прошлого года РЖД реконструирует участок исторической железной дороги к Большому морскому порту, где курсируют поезда с контейнерами, нефтяными и другими грузами. Временный железнодорожный путепровод-дублер позволил не срывать поставки, и к концу сентября 2021 года пути разобрали, а движение грузовых поездов переключили на пути на пролетах нового путепровода над Пулковским шоссе.

Новый мост, предусмотренный реконструкцией, фактически расширит автодорожную проезжую часть улицы, что разгрузит территорию от традиционного транспортного коллапса.

РЖД продвигает и другие проекты на южном направлении. На стадию согласования поступил вариант новой трассировки для Юго-Западного железнодорожного обхода. Садоводы поначалу возмущались: выводить грузоперевозки за пределы города, может, и благое дело, но линии пройдут вдоль одного из сельских поселений. В итоге компромисс удалось найти: ветка в 70 км от Мги до Бронки уйдет вглубь федеральных земель, принадлежащих военным, и участки дачников останутся на своем месте.

 

"Прогноз формирования грузопотока - важная часть в развитии экономики. Некоторые грузы удобно и эффективно перевозить именно железнодорожным транспортом", - объяснила Калинина, добавив, что пассажирские и грузоперевозки не должны мешать друг другу на линиях, и этот вопрос решается при развитии СПбЖУ.

 

Не остался без внимания и север агломерации. Власти планируют спасти от изоляции Сертолово, где, по данным Петростата, живет почти 60 тыс. человек. Администрация объявила о создании транспортно-пересадочного узла, чтобы соединить населенный пункт с Петербургом. Электропоезд "Ласточка" вместе с автобусным сообщением расширят возможности для местных жителей. Выгоду получат и пациенты местных онкоцентров в Песочном. Проект включили в проект СПбЖУ. Озвучиваются цифры в 6 млрд рублей.

 

"На привлекательность узла влияет один очень важный фактор - то, как эти решения будут интегрированы в общую транспортную систему. Например, строительство линии Ораниенбаум - Токсово станет наиболее эффективным после завершения Красносельско-Калининской линии метро. Станции должны обеспечивать максимально быструю пересадку. С учетом того, что пути грузовых полуколец, которые планируется использовать для городских электричек, находятся на достаточно высоких насыпях, важна задача организовать удобную интеграцию пешеходных потоков и системы наземного транспорта. Такие решения в мире существуют, о них нужно помнить на этапе реализации. Сейчас продвигается тема развития транспортно-пересадочных узлов. И как раз в них ряд идей будет реализован совместно с железной дорогой", - рассказала Калинина, добавив, что потенциал таких проектов в Петербурге не исчерпан.

 

По данным Смольного, 400 тыс. человек ежегодно ездят из Северной столицы в Ленобласть и обратно. Впервые за время пандемии объем пригородных железнодорожных перевозок приблизился к докризисным показателям. Будущие проекты СПбЖУ покажут, сможет ли агломерация попрощаться с бесконечными пробками, облегчить жизнь пассажирам из разных уголков двух регионов и поддержать развитие экономики за счет отправления грузов.