27 декабря в кинотеатрах стартует девятый мультфильм о былинных русских героях – "Три богатыря и наследница престола". На петербургской студии "Мельница" Metro поговорило с его режиссёром Константином Бронзитом – одним из главных современных аниматоров, чьи работы завоевали около  двухсот фестивальных наград и дважды выдвигались на "Оскар".

О главном: почему зритель должен пойти именно на "Трёх богатырей", учитывая несколько заграничных премьер, "назначенных" почти на те же числа?
В Америке давно уже сформировалась традиция, когда компания "Дисней" выпускает новый фильм, люди идут его смотреть всей семьей. Наверное, это просто замечательно, что "Мельница" уже привила такую традицию и у нас – в Новый год идти смотреть "Богатырей". Ведь людям нужны развлечения, а кино – особенно кино такого рода – это прежде всего развлечение. Поэтому в предновогоднем прокате наш мультфильм кажется абсолютно уместным. А вот что там делает, к примеру, фильм "Т-34", я не очень понимаю.
Мы смотрели трейлер "Трёх богатырей"  – и он очень смешной. Взрослому человеку смеяться на детском мультике – это "стыдное удовольствие"?
Нисколько: забыть от удовольствия о своих проблемах на полтора часа – это здорово! Смех на фильме - это показатель наличия чувства юмора у зрителей. Как этого можно стыдиться? Кстати, о трейлере. В интернете я видел под ним комментарии: "Ну, как всегда, всё самое смешное в трейлер запихали – а больше ничего и не будет". Ребята, у меня как раз ощущение, что трейлер получился не очень-то и смешной. Вы даже не представляете, сколько действительно смешного осталось за его рамками!  И я этим очень горд: потому что главной моей задачей было сделать именно смешное кино. 14 лет назад с "Алёшей Поповичем" мне это удалось... Так вот, те, кто полюбил "Богатырей" именно за первые фильмы, обязательно пойдите и посмотрите "Наследницу престола" - у нас получилось весёлое отвязное кино. И оно годится не только для детей.
Почему после 14 лет и двух номинаций на "Оскар" за авторскую анимацию вы снова вернулись к этой франшизе?
Я увидел в этом предложении своеобразный творческий вызов: доказать себе и зрителю, что Бронзит – это не только авторское кино, что он по-прежнему боеспособен и в коммерческом мейнстриме.
Как вы считаете, много зрителей пойдёт именно "на Бронзита"?
Какая-то часть – безусловно. И очень жаль, что невозможно вычислить, какая именно. Это важно для маркетинговой стратегии мультфильма, и в этом смысле кинокомпания "СТВ" и продюсер Сергей Сельянов сделали всё правильно: в трейлере есть и голливудское "От создателя…" и "Дважды номинанта на "Оскар"… Но для какого количества зрителей эта информация станет ключевой – ответа нет.
Авторская анимация и мультфильмы "для всех" делаются на одних и тех же смыслах, на одних эмоциях и посылах?
У меня нет. Сегодня в авторсоком кино я вижу для себя повод для выяснения своих сложных взаимоотношений с жизнью. Мы все склонны к рефлексии, и у творческих людей это выплёскивается в книги, картины или в кино. Авторское кино, я думаю, делается прежде всего для себя. .  У коммерческого кино задача другая – развлечь публику. И не нужно этого стесняться. Развлекать тоже нужно уметь – как, к примеру, это делают клоуны. Мой учитель Александр Татарский дружил с Юрием Никулиным, и сам называл себя клоуном и при этом был великим режиссером…
Как во всех "Богатырях" в "Наследнице престола" есть плохие герои. В этот раз – иноземцы, причём довольно похожие на тех, что сегодня показывает нам пропаганда: не очень умные, не очень красивые, не очень честные. Вы сделали это умышленно?
Побочный эффект любой пропаганды в этом и заключается: человек самостоятельно начинает искать подтекст в пирожке с капустой. Ничего этого мы не имели в виду. Никакой политики в "Наследнице" нет – и не нужно её сюда приплетать.
К слову, сценарий вы приняли сразу?
Это забавно, потому что братья Свешниковы, авторы сценария, очень удивятся, когда посмотрят готовый фильм. Да, сама история про наследницу осталась, но практически всё действие и перипетии были придуманы мной заново.
Кто ваш любимый герой в фильме?
Наши герои - это наши дети, и мы одинаково любим их всех. Просто в этом фильме появился один совсем  новый персонаж - шепелявый сынок императора Василевса Леонид. Абсолютный тупица и одна из моих режиссёрских удач в "Наследнице престола". Потому что я выстроил характер этого персонажа и тактику его поведения. К тому же, я сам его озвучил. Смотреть на него - одно удовольствие.
Сергей Маковецкий традиционно озвучивает князя. Легко работать с таким известным артистом?
Не имеет значения, известен артист или нет – это вопрос профессионализма. Маковецкого мы записали за 2 сессии. Он умеет блестяще справляться с задачей и, что важно, он точно следует режиссерским устанокам. Никакой романтики здесь нет, звукозапись – всего лишь часть технического процесса создания кино. В кино вообще 15% творчества – и 85% рутинного производства, во  время которого мы, поверьте, шутками не фонтанируем. У нас не бывает "Аха-ха, мы делаем кино!" - весело должно быть в зрительном зале.
При этом на упомянутое производство у студии ушло чуть больше года…
Да, это невероятно быстро – ни одна студия в мире таких подвигов не совершает. На "Мельнице" работает 300 человек. Мы сами выращиваем аниматоров и режиссёров, в отличии от Disney и DreamWorks, которые не занимаются обучением специалистов, а покупают по всему миру уже состоявшихся профессионалов. Но у нас таких возможностей нет, и если бы люди, которые ругают отечественную анимацию, знали, вопреки чему она делается – они поставили бы нам памятник. Поэтому приветствуется констурктивная критика, а не брань. Но для начала нужно пойти и посмотреть наш весёлый фильм.
Кстати, задачи "вырисовывать шерстинки" коню Юлию, как делает тот же DreamWorks, перед вами никогда не стояло?
К сверхреалистичности сейчас стремится весь анимационный мир. Но перед нами и правда никогда такой задачи не стояло: "Три богатыря" исполнены в классической технологии – контур, заливка и немного теней. Это тяжёлый ручной труд - покадровое рисование, тут уж не до шерстинок. Но наш зритель этого и не требует… Хотя, к примеру, в "Урфине Джюсе", который тоже делает студия "Мельница", всё в порядке и с шерстинками, и с реалистичностью.
Вам приходилось бить себя по рукам, чтобы не выйти за "6+"?
Контролировать себя на самом деле несложно. Это технический вопрос, о котором ты даже не задумываешься. Никаких скабрезностей, никакой крови и смертей в мультфильме не должно быть. Вот и вся установка.
Пойдёте инкогнито смотреть "Три богатыря и наследница престола" в кинотеатр?
Пойду. Куплю билет в киноцентре "Радуга" и спрячусь в зале. Интересно, насколько удалось выполнить одну из ключевых режиссёрских задач – управлять эмоциями зрителей. Где им будет смешно, как ты и предполагал, а в каком месте они притихнут. Я даже слегка переживаю - сам этого не ожидал. Я понимаю, что фильм получился, но насколько именно? И что, например, скажет Антон Долин и его коллеги мне тоже очень интересно, профессиональных критиков я уважаю. Творец  должен уметь держать удар. Если вы к этому не готовы, не стоит вообще заниматься творчеством. Слушать похвалы много ума не нужно, а вот воспринимать критику…
Чувствуете опустошение или удовлетворение после окончания проекта?
И то, и другое. Сейчас мне нужно срочно переключаться обратно на своё авторское кино, которое я начал делать ещё до "Богатырей". Вложив столько сил в этот проект, возвращаться в другую вселенную довольно трудно.
Эта авторская работа - с прицелом на "Оскар"?
Об "Оскаре" я вообще не думаю. Если художник прицеливается на "медальку", у него точно ничего не получится. Я решаю свои собственные локальные задачи - странно за это ждать награды.
Снова драма, как "Мы не можем жить без космоса"?
Более того, это будет трагедия – в том числе и поэтому я решил прерваться с этим фильмом и сделать лёгких и весёлых "Богатырей". Это будет маленькое кино. Всего 16 минут. Удел таких фильмов - фестивали. Боюсь, широкая публика его не увидит.
В интернете, кстати, полно копий ваших картин – даже инстаграм режет их на короткие куски и "косит" лайки и просмотры. Вы как художник "за" или как профессионал "против" пиратства?
Это сложный вопрос. Пиратство меня волнует только до того момента, пока фильм гуляет по фестивалям. Потому что преждевременное  попадание в сеть может навредить фильму. Фестивальная жизнь фильма длится примерно два года. Потом всё заканчивается, и судьба моего фильма меня уже никак не волнует. Как мой фильм, номинированный на "Оскар", попал в интернет, и сколько человек там его посмотрело, уже совершенно неважно. От этого мне ни жарко, ни холодно. Мои творческие задачи решены, и надо двигаться дальше. А вот сколько зрителей придёт в кинотеатры на "Наследницу престола" - я, да, переживаю. Мне хочется, чтобы их было как можно больше – потому что мы старались специально для них.
Как вы относитесь к инициативе сократить в прокате долю иностранных фильмов и увеличить долю отечественных?
Интернет очень быстро на эту инициативу отреагировал демотиватором: "Чтобы поднять российский кинематограф, нужно снимать больше хороших фильмов...". И дальше: "... с проката". В этой шутке всё сказано. Мы позиционируем себя как цивилизованная страна, а по-прежнему пользуемся совковыми методами "ограничений" и "заперещения". Не с той стороны заходим. Нужно в условиях здоровой конкуренции поощрять талантливых людей и давать им возможность творить – тогда всё в порядке будет и с литературой, и с кино. А если у нас в топе посредственные режиссёры, то причём здесь голливудские блокбастеры? Не вижу связи, на плохое кино так и так никто не пойдёт.
И последний вопрос: если бы у вас была возможность показать "Трёх богатырей" абсолютно любому человеку, кому бы вы его показали?
Своим учителям – Саше Татарскому, Эдуарду Назарову и Фёдору Хитруку. Не для того, чтобы их чем-то удивить - это было невозможно, - мне просто было бы интересно обсудить, что получилось хорошо, а что нужно было бы исправить. Это такой чисто профессиональный интерес, который можно реализовать только с теми, кому доверяешь и чей авторитет для тебя остается незыблемым.


Константин Бронзит
Возраст: 53 года
Родился: Ленинград (СССР)

Фильмография:
"На краю Земли", "Алёша Попович и Тугарин Змей", "Гора самоцветов", "Уборная история – любовная история", "Правдивая история о трёх поросятах", "Мы не можем жить без космоса"