Среди сильнейших – девять участников из Санкт- Петербурга, которые представили свои разработки на площадке Российской академии образования, посвященные обмену опытом и развитию гражданско-патриотического воспитания. В этом году на участие в Чтениях поступило более двух тысяч заявок из 82 регионов страны. По итогам отборочного этапа экспертная комиссия определила 150 авторов педагогических практик, которые получили приглашение на очную программу и получили возможность масштабировать свои подходы в других регионах страны.
"Воспитание через действие – это путь, на котором ценности перестают быть словами и становятся личным опытом. В проектах Президентской платформы „Россия – страна возможностей“ и конкурсе „Моя страна – моя Россия“ молодые люди, педагоги и наставники учатся действовать, брать ответственность, создавать возможности для других и менять жизнь в стране к лучшему. Это воспитание не в теории, а в поступках, когда человек осознаёт свою сопричастность к Родине через труд, инициативу и служение. Мы убеждены: воспитание – не дополнение к образованию, а его смысловой центр, фундамент развития человеческого потенциала России", – отметил генеральный директор Президентской платформы "Россия – страна возможностей", ректор Мастерской управления "Сенеж" Андрей Бетин.
От Санкт-Петербурга на Всероссийских педагогических чтениях "Моя страна – моя Россия" Президентской платформы "Россия – страна возможностей" свои авторские практики представили девять педагогов:
· Алексей Лобанов, директор "Школы "Таурас", представил практику "Сквозные образовательные события как технология воспитания гражданской идентичности", направленную на формирование у учащихся устойчивого чувства гражданской принадлежности через интеграцию долгосрочных образовательных мероприятий, связывающих обучение с реальной социальной жизнью. Практика способствует развитию патриотизма, социальной активности и может быть адаптирована для разных возрастных уровней.
· Анна Никулина, педагог-организатор, завотделом культурно- досуговой деятельности Дома детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга "Фонтанка-32", координатор советников директора по воспитанию, представила проект "Объединяя Петербург", объединяющий старшеклассников через исследование культурного наследия города и развитие идентичности. Проект помогает подросткам лучше понимать свое место в обществе, использовать цифровые технологии в образовательных целях и реализовывать творческие инициативы в городской среде.
· Юлия Минакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Царскосельской гимназии искусств имени Анны Ахматовой, руководитель творческого коллектива, представила проект "Всероссийский патриотический проект "Вместе идем к Победе!". Инициатива объединяет школьников, педагогов и родителей из разных регионов России в масштабной акции по чтению стихотворений о Великой Отечественной войне. Проект направлен на воспитание патриотизма, сохранение исторической памяти и развитие творческих способностей детей через искусство.
· Нина Бабичева, заместитель директора по учебно- методической работе гимназии № 159 "Бестужевская", представила практику "Социальная функция медиаобразования: из опыта адресной работы с различными категориями обучающихся". В основе практики – включение медиаобразовательных технологий в урочную и внеурочную деятельность для детей с разными образовательными потребностями. Автор показывает, как создание собственных медиапродуктов формирует у школьников критическое мышление, медиаграмотность и гражданскую ответственность.
· Светлана Купренюк, преподаватель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, представила практику "Скетч-экскурсия как метод изучения и визуализации исторических мест", в которой художественное рисование используется как инструмент познания истории. Участники создают зарисовки памятных мест, связанных с блокадой Ленинграда, что помогает сохранить историческую память и воспитывает уважение к подвигу жителей города.
· Павел Некрасов, заместитель директора спортивного объекта "Луч" (СПб ГАУ "Дирекция по управлению спортивными сооружениями"), представил практику "Вовлечение детей-сирот в волонтерство средствами добровольческой деятельности". Проект направлен на социализацию воспитанников центров содействия семейному воспитанию через участие в волонтерских акциях, духовно-нравственное просвещение и взаимодействие с волонтерами и наставниками.
· Лариса Гребеникова, преподаватель спецдисциплин Санкт- Петербургского архитектурно-строительного колледжа, представила практику "Объемно-пространственная композиция с элементами макетирования как творческий метод в проектной работе", в которой макетирование используется как инструмент творческого и профессионального развития обучающихся. Практика объединяет школы, колледжи и вузы, развивает пространственное мышление и навыки проектирования, формируя систему непрерывного архитектурно-художественного образования.
· Сергей Беликов, учитель физики и информатики Домашней школы "Цифриум" (ООО "Цифровое образование"), представил практику "Алгоритм повышения учебной мотивации через интеграцию личных интересов ученика с помощью AI". Автор предлагает инновационную технологию персонализированных заданий, создаваемых с помощью искусственного интеллекта, что повышает вовлеченность школьников и делает обучение эмоционально значимым.
· Дмитрий Шифрин, педагог дополнительного образования, учитель информатики, ИКТ и математики школы № 167 Центрального района Санкт-Петербурга, представил проект "Финансовая грамотность: от теории к практике жизни". Проект развивает финансовую культуру учащихся через решение практических задач, моделирующих жизненные ситуации. Практика помогает формировать ответственное отношение к деньгам, критическое мышление и основы экономической безопасности.
Все выступления транслировались в сообществе конкурса "Моя страна – моя Россия" Президентской платформы "Россия – страна возможностей" ВКонтакте и доступны для просмотра в записи.
Проект "Моя страна – моя Россия" реализуется в рамках федерального проекта "Россия – страна возможностей" национального проекта "Молодёжь и дети" при поддержке Фонда президентских грантов.
