Накануне фестиваля Metro поговорило с режиссёром Яной Туминой – лауреатом "Золотой маски" и мамой четверых детей – о том, зачем водить детей в театр

Ходите вместе
Многие современные постановки лично я позиционирую как "спектакли для взрослых, на которых интересно детям" – то есть все находят в нём какие-то свои смыслы. Поэтому лучший зал – это тот, в кото­ром есть и родители, и дети. Кроме того, спектакль – это совместно переживаемый опыт, повод для общения с ребёнком и обсуждения увиденного.

Если не хочет
Если ребёнок не хочет в театр, не тащите его туда, искусство не терпит насилия. Интерес должен сам проснуться и созреть, к тому же один ребёнок может иметь способность к созерцанию, а другой – склонность к более активным развлечениям. Потому и театральные "форматы" нужно выбирать исходя из этого: короткие спектакли или "размеренные".

Ваша реакция
Отнеситесь с уважением к любой реакции, которую ребёнок проявляет в театре. Меня саму в детстве вывели под руки со спектакля "Не уходи никогда" – я рыдала. Громко смеётся или горько плачет – это нормально, значит, может воспринимать и пропускать через себя происходящее на сцене. Объясните, что всё в порядке, и скажите, что он молодец.

Не вместо книг
В детском театре тоже ставят Шекспира и Пушкина. Но изучать классику по спектаклям нельзя – литературный источник не заменит никакая, пусть даже самая "близкая к тексту" постановка. Ведь у неё свой язык, своя интерпретация. Однако книга может пробудить интерес к театру, а он, в свою очередь, к литературе.

Уважать театр
Поколения маленьких зрителей меняются: если сейчас эпоха аниматорства и интерактива, то и в театре ставят спектакли, в которых дети могут принимать участие. Но важно показать ребёнку и классический театр – особое место, где не стёрта сакральная черта между актёром и зрителем. Так он научится уважительно относиться к этой форме искусства.

Как у взрослых
Не стоит недооценивать театр для детей или относиться к нему снисходительно. Спектакль для взрослого и для ребёнка подразумевает один уровень искренности и уважения к зрителю. Более того, к примеру, кукольный театр сейчас находится на перекрёстке жанров и потому в средствах может даже превосходить игровой. Для режиссёра там может быть больше возможностей.

Яна Тумина,
режиссёр, участник фестиваля "Арлекин":

- Программа фестиваля "Арлекин" каждый раз становится интереснее – и в этом году выбор спектаклей огромен. За петербуржцев, которые приведут на них своих детей, можно только порадоваться. "Комната Герды" по сказке Андерсена, которую мы покажем в этом году на "Арлекине", – это лирический хоррор, где вторая часть жанрового определения намекает на остроту действия. В центре сюжета – переживания Герды, её чувства, эмоции и попытки смириться с потерей её брата Кая. Возрастная категория постановки – "12+", но это скорее взрослый спектакль, на который обязательно нужно приходить вместе со своими детьми.