Вчера в Генпрокуратуре РФ заявили, что обнаружили в Интернете призывы к участию в незаконных массовых мероприятиях 23 января. Что по этому поводу думают эксперты, выясняет Metro.

"Выходить на улицы" в соцсетях зовут и несовершеннолетних, причём к ним обращаются в девяти из десяти случаев. Многочисленные посты в TikTok, Twitter, Instagram и YouTube проверяет и блокирует Роскомнадзор – и собирается штрафовать за "призывы к подросткам участвовать в несанкционированных акциях". Родители и общественность протестуют против использования в политических целях несовершеннолетних. Кто и зачем это делает – и насколько это правильно, мы спросили у публичных личностей.


Дмитрий "Гоблин" Пучков, писатель, блогер, переводчик, актёр дубляжа:

"Детей призывают к протестной активности? А больше некого призывать! Взрослым Навальный не интересен, одна надежда на школьников, у которых "бурлит гормон в голове". Их легче завлечь и организовать какую-то движуху: "А давайте все побежим вот сюда, а давайте побежим вот туда!". Этот "красавец", который выступает за соблюдение законов, одновременно предлагает начать с незаконных митингов. Прекрасно! Особенно с точки зрения законности. Хотелось бы узнать, а есть ли у этих детей родители, которые несут за них ответственность и хоть как-то следят? Очевидно, нет... Отсюда – все тик-токи и твиттеры, где призывают поддерживать незаконные мероприятия. Обратите внимание, как при этом в США – "главной демократической державе"! – закрыли соцсети и самого президента отключили от его аккаунтов. И здесь, у нас, нужно без разговоров "выключать рубильник", нельзя доверять подобные вещи иностранным державам. Посмотрите на "ВКонтакте" – там как-то поприличнее, но это наша, российская соцсеть. Нельзя такими вещами заниматься, это только дуракам кажется, что это такие забавные игры. Ничего забавного в попытках государственного переворота нет! Вот пойдёт некоторое количество детей на эти сборища, всех их зафиксируют, у полиции есть фото- и видеооборудование. Всех заснимут, а дальше спросят: "Зачем ты принимаешь участие в незаконных акциях?" И потом не возьмут учиться в университет, и на приличную работу не устроишься – в биографии будет такое пятно. Пострадать за свои романтические идеалы? Это никакие не "идеалы", это другое: "Я за любой кипиш, кроме голодовки". Ну какие у них цели могут быть, пока мама и папа кормят, что им, плохо живётся? Насмотрятся роликов уголовного преступника, осуждённого судом, и бегут на его призывы. Весело, движуха, давайте! А кажется, что они умные и всё хорошо понимают... Я считаю, что за призывы детей к подобным мероприятиям карать нужно, причём без разговоров".


Алексей Мухин, политолог, публицист, директор Центра политической информации:

"Ни в какую твёрдую политическую позицию участие подростков в таких акциях не вырастет – мы изучили механизм эволюции сторонников Навального. Взрослея, они просто перестают его поддерживать, – это "медицинский факт". Что происходит сейчас и почему протестные группы обращаются к несовершеннолетним? Они почувствовали серьёзную опасность в отношении себя и сужение ареала влияния – это произошло после изменений, внесённых в конституцию. Именно поэтому сейчас они повышают градус протеста. Повысить его можно, только пойдя на сомнительные с точки зрения закона и морали действия. А именно – использование в политических целях социально чувствительных групп населения, то есть детей, инвалидов и стариков. Цинизм, конечно, зашкаливает. Для нормальных людей такое неприемлемо, но мы имеем дело с ненормальными: это серьёзно деформированные в социальном смысле девианты, которые ставят свои цели выше других. Обратите внимание, что никаких политических или социальных требований они не предъявляют, предъявляют лишь желание освободить уголовного преступника Алексея Навального. Его личное дело становится гуманитарной акцией, хотя по сути таковой ни в коем случае не является. И требование его освободить является незаконным, оно не находится в правовом поле... Почему он так симпатичен школьникам? Это медийный образ, который находится в отрыве от реального содержания. Над привлекательностью можно поработать, да, можно очаровать несколько подростков. Но о тотальной поддержке говорить не приходится: это феномен, под который пытаются подогнать критичное отношение к действиям властей. В эту фамилию вкладывается гораздо больше смысла, чем есть на самом деле. Это медийный трюк и политтехнологии".

Павел Смоляк, журналист, писатель, блогер, ведущий авторского Telegram-канала:

"Эффективность от участия школьников в протестных акциях нулевая или близкая к нулю. Дети участвуют в митингах, слабо осознавая политическую повестку, они пришли за новыми ощущениями, плохо понимая опасность любой толпы. Совершенно нормально, что детей зовут на протестные акции через социальные сети, несовершеннолетние живут в Интернете, им дышат, а вот противодействие может дать обратный эффект. Все мы учились в школе и вузах, помним, как выводили из себя брюзжащие взрослые, даже если они были на сто процентов правы. Нельзя запрещать, угрожать, нужно объяснять, и делать это должны в первую очередь родители, они в конце концов в ответе за своих детей".


Сергей Боярский, общественный деятель, депутат Государственной думы от Санкт-Петербурга:

"Задействовать в таких акциях детей – это высшая степень цинизма и подлости. Я категорически осуждаю призывы к этому и хочу напомнить, что Госдума увеличила ответственность за призывы несовершеннолетних к участию в несанкционированных акциях. Здесь налицо спланированная масштабная атака, в том числе через сеть TikTok, самую популярную среди подростков. Она всегда позиционировала себя как площадку вне политики, но сейчас возникают вопросы: почему наши друзья из Китая допускают такое массовое введение в заблуждение своей аудитории? Здравомыслящие родители сейчас должны поговорить со своими детьми и предостеречь их от участия в провокациях и беспорядках. Поведение детей, конечно, можно понять: они ведомы, не отдают отчёта в своих действиях с точки зрения глубинных смыслов и хотят поддержать друг друга. "Кто не пошёл – тот трус!", "Моя девочка пошла – и я тоже пойду", – и так далее. Мы сами всё это проходили, даже я сам был довольно активным подростком в своё время. Но на этих струнах нельзя так цинично играть, а это делают, по сути, наши внешние враги. Это требует отдельной оценки, и она неизбежно будет дана. Для нас самое главное – оградить детей от опасности, уверен, что правоохранительные органы сделают всё возможное, чтобы снизить риски. А мы, взрослые, независимо от своих убеждений и политических предпочтений должны остудить голову, включить здравый смысл и понять: за нашими разногласиями дети не могут стоять щитом... Звать детей в парк на празднование исторических дат, на "Бессмертный полк", на "Вахту памяти" – это одно, это развивает патриотизм. Но ни одна политическая сила никогда не выводила их на акции – тем более несогласованные! То, что с детьми пытаются сделать сейчас, это катастрофа. Нужно купировать эти угрозы и жёстким образом наказывать за целенаправленную деструктивную деятельность".