В Новом музее Аслана Чехоева на Васильевском острове открылась уникальная выставка: потомственный петербургский художник Григорий Майофис соединил исчезнувшую фотографическую технику и "оборудование" для погружения в дополненную реальность

Тридцать произведений – а по-другому эти фотоотпечатки не назовёшь – Григорий Майофис объединил в проект "Mixed reality – Смешанная реальность".

Бромойль возвращается

Фотографии по технике исполнения, картины по сути – такое смешение двух направлений визуального искусства придаёт оригинальности этой выставке. Кроме того, на каждом "полотне" запечатлены VR-очки, ставшие символом новой культуры игр и дополненной реальности.

– Нет, сам я не увлекаюсь компьютерными играми, – говорит Metro автор проекта Григорий Майофис. – VR-очки – это символ всего  того, что происходит в современном мире, потому они понятны обычным людям. Петербуржцев – тех, кто уже побывал на открытии проекта, – эти сюжеты не удивили,  но эмоции у них были хорошие.

Техника бромойль, придуманная в 1904-м и переставшая широко использоваться в фотографии уже к середине XX века, Майофису дала нужный живописный характер.

– Технику можно описать в трёх словах: на каком-то этапе изображение на фотобумаге обрабатывается серебром – затем его смывают и восстанавливают цветовой слой масляной бумагой. Дорогая ли это методика? Вовсе нет. Плюс она даёт возможность обрабатывать изображение не на компьютере, а вручную, прямо на столе, – объясняет художник. – Красочный слой можно вообще перенести не на бумагу, а, к примеру, на холст. Так получается ещё ближе к классическому искусству.


Калифорния, Финский залив

На "картинах" Майофиса – знакомые и друзья художника, в том числе петербуржцы – те, кто был согласен принять участие в проекте.

– Один сюжет мы снимали на побережье Калифорнии, несколько – на Финском заливе в Комарово под Петербургом, – рассказывает художник.

Самая большая работа выставки  "Mixed reality – Смешанная реальность" занимает 7 квадратных метров. "В поисках утраченного пароля" – это история про "иголку в стоге сена": человек, окружённый мелкими металлическими деталями, пытается что-то сделать с помощью штангенциркуля. Главное здесь – закрывающий лицо героя предмет, который добавляет ситуации многозначительности.

– Чтобы погрузиться в изменённую реальность, очки не обязательны – иногда достаточно крошечного динамика в ухе, – считает Григорий Майофис. – Но крупные VR-очки, больше похожие на маску, идеальны как образ: все эти ситуации мы видим каждый день в обычной жизни: люди в метро, погружённые в смартфоны, тоже находятся в иной реальности. Думаю, во многих работах можно узнать и себя.