Оборона Севастополя" (А.А. Дейнека, 1942 год).
По словам заведующий отделом живописи 2-й половины XIX – начала XXI веков Русского музея и куратора выставки Павла Климова, это запланированная выставка. "Экспозиция построена согласно хронологии русской истории: начиная с древнейших времен и заканчивая разделом "Память", где собраны произведения, посвящённые осмыслению Великой Отечественной войны, – поясняет искусствовед. – Нам важно было показать как известные картины (например, "Оборона Севастополя" Дейнеки), так и те, которые ещё не экспонировались или выставляются крайне редко".
"Мир" (Е.Е. Лансере, 1945 год).
На выставке представлены два эскиза для росписи Казанского вокзала в Москве – "Мир" и "Победа". Выполнены они по законам иконописи. Голову центральной героини эскиза "Мир" – советской мадонны с младенцем – обрамляет нимб в виде герба СССР, а на полях расположены "жития святых", переделанные на современный лад.
"Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле" (М.И. Авилов, 1943 год).
Работу художника многие знают со школьных времен: её часто публиковали в учебниках "Родная речь" и "Литература". "Но именно эта картина – очень редкий гость выставочных залов, – говорит куратор выставки. – Она хранится в фондах и почти никогда не экспонируется".
"На линии огня" (К.С. Петров-Водкин, 1916 год).
"Во время Первой мировой войны живописец был мобилизован, в основном работал на фронте как художник, его ценили и берегли, – комментирует Павел Климов. – В этой работе Петров-Водкин показал трагизм войны через фигуру главного персонажа – смертельно раненного молодого офицера".
"Опалённые огнём войны" (Г.M. Коржев, 1963–1964 годы).
Через 20 лет после окончания войны художник Гелий Коржев создал триптих: "Проводы", "Следы войны", "Старые раны". "На тот момент те, кто воевал, были достаточно молоды, – говорит искусствовед. – Это очень живая работа. В ней нет ничего героического, картина получилась прочувствованная, трогательная и тяжёлая одновременно".