Светлое помещение с большими окнами, за которыми растут ветвистые рябины и мощные клены, мольберты расставлены так, что никто друг друга не беспокоит. Каждую неделю по четвергам пациенты и те, кто излечился, приходят в студию, берут в руки кисточки, выбирают самые яркие краски и пишут картины так, будто они всю жизнь изучали живопись. Страх перед мольбертом ничто по сравнению с тем, что они пережили. 

– Лечение от онкологических заболеваний отнимает у пациента много эмоциональных сил и времени. Обследования, химиотерапия, операции и лучевая терапия, а затем послеоперационная реабилитация. На это иногда уходит год, – рассказывает Metro Рашида Орлова, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по клинической онкологии Городского онкодиспансера. – Болезнь выбивает человека из привычного образа жизни. Работа, хобби, надежды и стремления рушатся в миг. Распадаются семьи, потому что, когда в дом приходит болезнь, многие не выдерживают и уходят, оставляя больного бороться одного. Многие пациенты "зацикливаются" на своей болезни и "забывают", что мир вне ее еще существует. Отвлечь от тяжёлых мыслей и вернуть в мир, где есть интересы и мотивация, непростая задача, и наша художественная студия с этим справляется. 

В студии всего 10 мольбертов, потому что больше вместить она не может. Каждую неделю ее посещают около 30 человек: по 10 в группе. Чтобы мольберт был свободен – такого не бывает.

Пациентка пишет картину в художественной студии.

Пациентка пишет картину в художественной студии.

Предоставлено пресс-службой Городского клинического онкологического диспансера в Петербурге.

Фото:

– У больных, которые перенесли противоопухолевое лечение, длительный наркоз, токсическое действие препаратов, снижается восприятие цвета. Мир приобретает тусклые краски, и, естественно, интерес к жизни теряется, – продолжает Рашида Вахидовна. – Когда начинают рисовать, то восприятие цвета возвращается. Это помогает преодолеть депрессию. Живопись способствует развитию моторики рук. Многие перенесли операции на малом тазу и, стоя перед мольбертом, помогают себе восстановиться физически, не говоря уже о том, что это мотивирует, – ведь нужно встать с кровати и дойти до студии.

Они всегда говорят о завтра

Многие онкопациенты боятся выходить на улицу – вдруг там станет плохо? Или беспокоятся, можно ли что-то съесть, красить волосы, ходить в спортзал – жить жизнью, которая была до болезни. В студии они находят себя заново и обретают силы жить.

– Наши "карабкаются" из последних сил, даже если находятся в тяжелом состоянии. Борются до последнего, – делится Рашида Орлова. – Они никогда не говорят о "вчера", они всегда говорят о "завтра" и думают о будущем. Занятия дают возможность уверовать в том, что "я буду жить завтра". Как-то сидит передо мной в кресле пациентка, сильно похудела и еле дышит, как врач с 30-летним стажем, вижу, что продолжительность её жизни – две недели, а она спрашивает в январе: "Скажите, могу ли я поехать в мае с ребенком на соревнования – он занимается танцами?" Они всегда думают о будущем, и им надо в этом помогать, мотивировать.

Работы онкобольных, созданные в художественной студии.

Работы онкобольных, созданные в художественной студии.

Предоставлено пресс-службой Городского клинического онкологического диспансера в Петербурге.

Фото:

Художественная студия родилась из другого крупного проекта – "Крылья", который Рашида Орлова организовала в рамках санаторно-курортного лечения отделения реабилитации Городского онкодиспансера.

– Мы провели 12 заездов, и самым удачным направлением была арт-терапия. Сначала пациенты боялись подходить к мольбертам, а потом через рисунки стали раскрываться, – рассказывает Рашида Вахидовна. – В конце заезда я приглашала художника со стороны  просила, чтобы группа создавала общий рисунок на холсте, что душа пожелает. А художник рисунок завершал. Приглашала и психолога, который также не был знаком с группой. И вот был такой случай. В группе была молодая женщина 32 лет. Отец-инвалид, лежит с инсультом, мама умерла, двое детей-подростков, мужа нет. Она работала одна после тяжелейшего лечения. И на общем холсте она рисует огромный чёрный цветок. Я расстроилась. В итоге на общей картине получился слон цветной, из разных красок с золотом и красными кубиками. Черный цветок оказался на хоботе, поднятом к небу. Психолог сказала: "Слон – животное сильное и доброе, поэтому те, кто нарисовал эту картину, такие же сильные и добрые и однозначно здоровые люди". "Но меня интересует этот черный цветок!" - воскликнула я. – "Поймите, – повернулась ко мне психолог. – Она вынесла из себя всю черноту на холст".

Пейзажи, созданные в онкодиспансере, в студии.

Пейзажи, созданные в онкодиспансере, в студии.

Предоставлено пресс-службой Городского клинического онкологического диспансера в Петербурге.

Фото: