На фондовой площадке Центрального музея железнодорожного транспорта РФ в поселке Лебяжье начался проект по восстановлению уникальных экспонатов.

"Пионерский парк" - так называется уникальное место в поселке Лебяжье в 50 километрах от города, где хранится несколько десятков локомотивов. Еще недавно сюда пускали на экскурсию лишь один раз в месяц по предварительной записи, но теперь поток туристов растет. Руководство Центрального музея железнодорожного транспорта объясняет это возрождением интереса к неординарному историческому наследию, рассказывающему о событиях в нашей стране через развитие техники.

Кое-где в интернете саму фондовую площадку называют "кладбищем старых паровозов", но сотрудники музея с этим не согласны. Сегодня под открытым небом здесь стоят натурные образцы, реальные локомотивы: электровозы, дизель-поезда и паровозы, о восстановлении которых идет речь. Влияние времени и условия хранения железных великанов привели к тому, что объекты подверглись значительной коррозии, возникли утраты и отслоения красочного слоя. Некоторым экспонатам требуется лишь косметический ремонт, другие же нуждаются в полной реставрации.

Полтора часа дороги от Петербурга – и вот журналисты Metro в сопровождении сотрудников музея оказываются в поселке Лебяжье.

- В этом месте собраны локомотивы со всего Советского Союза, - рассказывает старший научный сотрудник музея Юрий Ильин. – Сначала они хранились в Зеленогорске, а в начале 1990-х были перебазированы сюда, в поселок Лебяжье. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты, по которым можно проследить историю железнодорожного транспорта за последние сто лет.

Юрий Ильин рассказывать о старых паровозах, электровозах и тепловозах может часами. Вот, например, самый старый экспонат в "Пионерском парке" - паровоз Э918. Он был построен в 1913 году на Луганском заводе для частной Владикавказской железной дороги. К 1916-1917 годам основные паровозостроительные заводы России перешли к выпуску паровозов серии Э – такая это была удачная модель. Производили такие локомотивы вплоть до 1957 года, когда паровозы вообще прекратили выпускать.

Есть здесь несколько экспонатов зарубежного производства. Например, американский тепловоз Да-031, построенный в 1944 году, и трофейный паровоз немецкой серии 52, который после войны переделали под российскую колею. Экскурсия очень познавательная, а в конце всем желающим можно ознакомиться с узлами управления автомотрисы, пошуметь тепловозным гудком.

Этим летом музей начал воплощать проект "Живой Паровозъ". Предстоит целый комплекс работ по восстановлению экспонатов. Для начала – покраска. Так как бюджетного финансирования катастрофически не хватает (денег на реставрацию не предусмотрено), то музею удалось найти ряд предприятий, которые выделили материалы. Главное - известная лакокрасочная компания совершенно бесплатно предоставила несколько сотен литров высококачественной краски, с помощью которой уже начали приводить в порядок первые два локомотива.

- Удаленность площадки, значительные объемы материалов, желание сделать работу качественно с привлечением профессиональных реставраторов – лишь немногие вопросы, с которыми мы столкнулись, прорабатывая проект. Долго искали выход из ситуации. Объем работ предстоит большой. Надеемся,

что помогут волонтеры. Уже сегодня приезжают на площадку добровольцы, которые помогают подготовить локомотивы под покраску, - рассказал Metro заместитель директора Центрального музея железнодорожного транспорта РФ Олег Ильин.- У нас амбициозные планы по развитию этой площадки. Уже в ближайшей перспективе хотим сделать удобный подъезд. А осенью, когда будет праздноваться 180-летие российских железных дорог, к площадке в Лебяжьем будет запущен ретропоезд с Балтийского вокзала.

Коллекцию музея планируем пополнить пассажирскими вагонами внутри которых можно будет размещать различные экспозиции.

Если все планы удастся реализовать, то площадка в Лебяжьем станет привлекательным туристическим центром – не только крайне интересным, но и очень комфортным.