Екатерина Великая лично выбирала свои портреты - на одном из них она нашла себя похожей на “шведскую кухарку”.

Узнать о том, какой видели императрицу Екатерину Великую мастера 18 века и сравнить ее с "киношной" государыней теперь можно в Михайловском замке. До 28 мая там будет работать масштабная выставка, посвященная российской самодержице.

На ней представлено более 500 произведений живописи, графики, скульптуры и изделий из фарфора и стекла. Чтобы ее организовать, потребовался труд около сотни специалистов Русского музея. Экспонаты на выставку приехали не только из самых известных музеев нашего города, но и из Москвы - музеев Кремля, Третьяковской галереи и частных коллекций.

- Сегодня по телевидению идут многочисленные сериалы, посвященные жизни Екатерины Второй, - говорит Григорий Голдовский, куратор выставки. - Как правило, все они представляют собой хронологический рассказ о жизни императрицы, где лишь фоном присутствует упоминание о преобразованиях в стране. Мы отказались от этого подхода и попытались дать целостный взгляд на екатерининское время.

На входе на выставку посетителей встречают предметы из Арабескового столового и десертного сервиза. Он был изготовлен в 1784 году и включал 973 предмета! Императрице его представляли в одной из комнат Зимнего дворца. В собрании Русского музей остался 181 предмет, а на выставке представлено и того меньше. Но даже в урезанном виде он смотрится изумительно и собирает вокруг себя толпы!

Огромный интерес представляют портреты императрицы – на выставке их 30. У специалистов есть термин – иконографический тип. Он означает разнообразные варианты изображений царственной особы – ведь большинство портретов писалось не с натуры, а с более ранних изображений. В случае с Екатериной можно выделить 14 иконографических типов. Сохранились портреты Екатерины молодой девушкой, замужней великой княгиней, императрицей, находящейся в расцвете женской красоты, пожилой дамой, старушкой, окруженной семьей сына.

Одним из первых, кто писал княгиню Екатерину Алексеевну в Петербурге, был французский художник Луи Каравак. Уже в зрелом возрасте Екатерина говорила, что он "необыкновенно похож". Очень ей нравились собственные изображения, созданные художником И.Б.Лампи.

- Государыня сама утверждала свои портреты, - рассказывает Григорий Голдовский. – На выставке у нас представлен портрет Рослина, и Екатерина как-то писала о нем: "Я похожа там на шведскую кухарку".


Большой раздел выставки посвящен внешней политике императрицы. Русско-шведская и русско-турецкие войны представлены на картинах и гравюрах художников. Есть даже макеты кораблей. Несколько полотен посвящены присоединению Крыма к России в 1783-м. Освоением полуострова занимался князь Григорий Потемкин – его изображения тоже представлены на выставке. Например, любопытна восковая скульптура князя 1780-х годов.