Фрагмент старинной брусчатки обнаружили во дворе дома Семёнова. Пока активисты пытаются её спасти, цоколь заливает вода.

Находку на Римского-Корсакова, 39, сделали рабочие, а местные жители тут же за неё вступились. Спустя несколько недель асфальт здесь до сих пор не восстановили: КГИОП разбирается, давать ли находке охранный статус.

"Что мы тут защищаем?"

– Все привлечённые нами специалисты уверены: это мощение XIX века надо сохранять, – говорит Анна Капитонова, член президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. – Мы направили в КГИОП рекомендации включить его в предмет охраны: во дворах Петербурга таких больших участков сохранилось мало. Мы понимаем, что работы нужно продолжать, но без тяжёлой техники, разбирая покрытие вручную.

Пока две стороны почти месяц разбираются в ситуации, двор стоит разрытым. Но это не главная беда.

- Меня вполне устраивал старый асфальт. Что мы тут, плитку охраняем? А вода тем временем заливает цоколь и разрушает фундамент. Зимой это всё пойдёт трещинами, – возмущается Игорь Аванесов, председатель совета дома и собственник 13 помещений. – Всё зависло, а нужно продолжать работы! Я буду обращаться в прокуратуру.

Скалывали ломами

Эксперты говорят: мощение нереально сохранить без переукладки. Активисты уверены, что так её можно только погубить, и дежурят во дворе. В субботу они вступили в конфликт с рабочими, которые ломами скалывали мощение.

– Ничего мы там снова не начали, ждём сигнала от МО "Адмиралтейское", – говорит Metro руководитель строительства Денис Нам. – Если сохранять этот участок в углу, нужен новый проект, сколько он будет готовиться – неизвестно. Как спасти подвал дома? Да просто возобновить работы, мы бы уже к этому моменту всё сделали!

КГИОП, который уже утвердил проект по доработке объекта, на момент публикации отмашки на продолжение работ не дал. Между тем в ближайшие дни в Петербурге снова будет дождливо – и фундамент исторического здания опять подтопит.

Кто защищает брусчатку

  • Фонд "Внимание!" Ильи Варламова. Этот объект, уверена его петербургский менеджер Ника Артемьева, – уникальный для России прецедент. Фонд готов рассмотреть заявку на финансирование работ по сохранению брусчатки.
  • Жители дома во главе с Виталием Дмитриевым. Он считает, что подрядчик нарушил ФЗ-73 "Об объектах исторического наследия", вовремя не сообщив о находке. Оставшийся после демонтажа асфальта фрагмент они расчищали своими силами.
  • Петербургский ВООПИиК. Именно он официально "общается" с КГИОП по поводу сохранения исторического объекта и дежурит на месте.