Портрет и бессмертие

"От погребальной маски, от Древнего Египта до наших дней, буквально до работ 20-х годов нашего столетия", – с этих слов начала свой рассказ куратор выставки, заведующая отделом античного мира Анна Трофимова.

Экспозиция ломает привычные шаблоны. Казалось бы, классический жанр, но подобного тотального взгляда на портрет музей еще не предлагал. Впервые наряду с живописью и скульптурой представлен большой археологический раздел, показывающий истоки жанра в древних культах и ритуалах. "Потому что это функция портрета – всегда сохранялась. Мы уходим, человек умирает, а его образ бессмертен", – пояснила куратор.

 

Екатерина Латка

Фото:

Сквозь тысячелетия

Прогуливаясь по залам, зритель совершает путешествие во времени и пространстве. Выставка поделена на три части: слева – искусство Востока, справа – Запада, а, Русское – посередине. Более 750 экспонатов – от статуи фараона Аменемхета III до работ Энди Уорхола – выстроены в диалоге. Здесь соседствуют римский бюст и японская гравюра, портрет Рембрандта и парадное изображение иранского шаха. "Вы можете увидеть самые неожиданные сопоставления и удивиться, как вообще много общего у людей разных эпох", – отметила Анна Трофимова.

Особое внимание кураторы уделили развенчанию мифа о "закате" портрета в современном искусстве. В последних залах гостей встречает "топоропись" питерского художника Нестора Энгельке, вырубающего силуэты классиков на дереве, и знаменитая работа Энди Уорхола "Джеки".

Нестор Энгельке "Толстой", "Достоевский"

Нестор Энгельке "Толстой", "Достоевский"

Екатерина Латка

Фото:

Загадка золотой маски

Не обошлось и на выставке без детективных историй. Одна из них связана с золотой маской царя Боспора (античное государство)  Рескупорида. Это загадочный артефакт из Эрмитажа, найденный в Керчи в 1837 году в саркофаге, усыпанным золотом, и было неясно, чье лицо она скрывала: царицы, жены царя Рескупорида, или самого царя.

"Очень долго было непонятно, кто это, мужчина или женщина… Сейчас доминирует точка зрения, что это не с лица сделанная маска, а что это часть композитной скульптуры... На самом деле были разные мнения. Потом, наконец, антропологи провели детальные исследования и с уверенностью скащали, что это мужчина", – поделилась куратор, добавив, что 99,9% экспонатов – из собственных фондов Эрмитажа.

Золотая маска царя Боспора Рескупорида

Золотая маска царя Боспора Рескупорида

Екатерина Латка

Фото:

Зеркало в конце пути

Выставка завершается зеркалом в старинной раме XVII века, призывая каждого зрителя задуматься: а какой след в истории портрета оставит наше время? Этот масштабный проект, работающий до 29 марта 2026 года, – не просто экскурс в историю искусства, а глубокое размышление о том, как через лицо одного человека можно увидеть целую эпоху.