Портрет и бессмертие
Экспозиция ломает привычные шаблоны. Казалось бы, классический жанр, но подобного тотального взгляда на портрет музей еще не предлагал. Впервые наряду с живописью и скульптурой представлен большой археологический раздел, показывающий истоки жанра в древних культах и ритуалах. "Потому что это функция портрета – всегда сохранялась. Мы уходим, человек умирает, а его образ бессмертен", – пояснила куратор.
Екатерина Латка
Фото:
Сквозь тысячелетия
Прогуливаясь по залам, зритель совершает путешествие во времени и пространстве. Выставка поделена на три части: слева – искусство Востока, справа – Запада, а, Русское – посередине. Более 750 экспонатов – от статуи фараона Аменемхета III до работ Энди Уорхола – выстроены в диалоге. Здесь соседствуют римский бюст и японская гравюра, портрет Рембрандта и парадное изображение иранского шаха. "Вы можете увидеть самые неожиданные сопоставления и удивиться, как вообще много общего у людей разных эпох", – отметила Анна Трофимова.
Особое внимание кураторы уделили развенчанию мифа о "закате" портрета в современном искусстве. В последних залах гостей встречает "топоропись" питерского художника Нестора Энгельке, вырубающего силуэты классиков на дереве, и знаменитая работа Энди Уорхола "Джеки".
Нестор Энгельке "Толстой", "Достоевский"
Екатерина Латка
Фото:
Загадка золотой маски
Не обошлось и на выставке без детективных историй. Одна из них связана с золотой маской царя Боспора (античное государство) Рескупорида. Это загадочный артефакт из Эрмитажа, найденный в Керчи в 1837 году в саркофаге, усыпанным золотом, и было неясно, чье лицо она скрывала: царицы, жены царя Рескупорида, или самого царя.
"Очень долго было непонятно, кто это, мужчина или женщина… Сейчас доминирует точка зрения, что это не с лица сделанная маска, а что это часть композитной скульптуры... На самом деле были разные мнения. Потом, наконец, антропологи провели детальные исследования и с уверенностью скащали, что это мужчина", – поделилась куратор, добавив, что 99,9% экспонатов – из собственных фондов Эрмитажа.
Золотая маска царя Боспора Рескупорида
Екатерина Латка
Фото:
Зеркало в конце пути
Выставка завершается зеркалом в старинной раме XVII века, призывая каждого зрителя задуматься: а какой след в истории портрета оставит наше время? Этот масштабный проект, работающий до 29 марта 2026 года, – не просто экскурс в историю искусства, а глубокое размышление о том, как через лицо одного человека можно увидеть целую эпоху.
