В музее-заповеднике "Царское Село" завершились реставрационные работы Лионского зала Екатерининского дворца, который входил в число личных апартаментов Екатерины II и был любимой парадной гостиной императрицы Марии Александровны.

Декоративная отделка сочетает лазурит, "золотой" шелк и подлинный паркет с инкрустацией из перламутра.

2,5 тонны лазурита

Заключительный этап длился почти два года, в нем участвовали больше 100 мастеров, в том числе камнерезы, скульпторы, позолотчики, чеканщики, литейщики. Реставраторы воссоздали два больших угловых камина, лазуритовые порталы окон, зеркала в бронзовых рамах, подзеркальные столики и многое другое.

Предметы лазуритового гарнитура.

Предметы лазуритового гарнитура.

Алена Бобрович., "Metro"

Фото:

- Нам понадобилось 2,5 тонны лазурита, - рассказал Metro реставратор Царскосельский янтарной мастерской Александр Соловьев. - Его небольшими партиями доставляли из Афганистана. Иногда возникали сложности. Представляете, вы заказали сукно на платье. Вам привезли метр, а нужно три. Заказали еще, а вам доставили ткань другого оттенка. Так и с лазуритом у нас было.

Александр Соловьев показывает небольшой камень: синий слой чередуется с серым.

- Мы такие камни называли матрасами, потому что они полосатые, - объясняет Александр Васильевич. - Приходилось выпиливать из них пластины, которые шли в работу.

Лазуритовые порталы окон практически собирали из кусочков пластин. Подпиливали и полировали.

- Важно было сделать так, чтобы швы казались незаметными, и возникало ощущение, что декор сделан из цельного куска лазурита, - говорит Александр Соловьев.

Министр культуры РФ Ольга Любимова и директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова рассматривают "золотой" шелк, которым декорирован Лионский зал.

Министр культуры РФ Ольга Любимова и директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова рассматривают "золотой" шелк, которым декорирован Лионский зал.

Алена Бобрович., "Metro"

Фото:

Золотой шёлк

Восстановление всего декора Лионского зала – дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы велись поэтапно.
В музее сохранились дворцовые описи, фотографии, акварель, образцы шелка, а в Лионе – архивы ткацкой мануфактуры "Лами и Жиро", которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского Двора. В коллекции преемницы этого предприятия – лионской мануфактуры Прелль – сохранились книги заказов XIX века. Было принято решение – доверить восстановление шёлковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры. Специалисты изготовили 320 метров ткани "золотой бутон" (“Lampas bouton d’or Louis XVI”) для стен, портьер и мебели зала. Шелк, созданный французскими мастерами, стал главным декоративным элементом парадного интерьера.

Реставратор Александр Соловьев дарит министру культуры РФ Ольге Любимовой кусочек лазурита.

Реставратор Александр Соловьев дарит министру культуры РФ Ольге Любимовой кусочек лазурита.

Алена Бобрович., "Metro"

Фото:

Подарок для министра

Сегодня в торжественном открытии Лионского зала приняла участие министр культуры РФ Ольга Любимова. Она осмотрела зал и пообщалась с реставраторами.

- А это вам на память, - протянул Ольге Любимовой кусочек лазурита реставратор Александр Соловьев. - То, что осталось после реставрации.

Для посетителей Лионский зал откроется 1 мая.


Для Лионского зала специалисты изготовили 320 метров ткани "золотой бутон".

Для Лионского зала специалисты изготовили 320 метров ткани "золотой бутон".

Алена Бобрович., "Metro"

Фото:

Любимый зал императриц

Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров архитектора Чарльза Камерона – входил в число личных апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском (Екатерининском) дворце. Этот шедевр создавался в 1781–1783 годах и получил свое название благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе. Интерьер входил в парадную анфиладу дворца.
Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно заменяли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной на половине Марии Александровны, супруги Александра II. По ее воле архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, появились угловые печи-камины. Интерьер украсили новые предметы меблировки – гарнитур мебели и люстра из лазурита с декором золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны. В 1866 году стены обили новым лионским шёлком, теперь это была ткань цвета "золотой бутон", она затягивала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. В таком виде Лионский зал просуществовал до 1941 года.
Декоративная отделка зала во время войны была полностью уничтожена. В фондах музея хранилось то, что удалось вывезти в эвакуацию: предметы лазуритового гарнитура, бронзовые часы XVIII века, ширма, картина "Смерть Рафаэля". Сохранились также возвращенные щиты паркета, три фигурки путти с угловых каминов и несколько мраморных фрагментов скульптуры.