Уникальную антарктическую станцию создали под Петербургом и скоро из "Петролеспорта" отправят на самый южный континент Земли. Она заменит Восток, построенный ещё в 1957-м

Восток – единственная российская внутриконтинентальная антарктическая станция, где в 2012-м петербургские учёные добурились  до одноимённого подледникового озера. Два раза её реконструировали и три – консервировали, сейчас она полузаметена снегом.  При этом фундаментальные исследования, дающие информацию о климате 1,2 млн лет назад, ведут здесь до сих пор. Вынужденные жить и работать в тесноте полярники скоро заселятся в новый зимовочный комплекс. Создали его в Гатчине.

Обошлись без Роскосмоса
Строить новый Восток решили в 2017-м, а создали по техническому заданию, сформированному петербургским Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ),   всего  за семь месяцев.
– Это феноменальная скорость для такого сложного объекта: если новому Востоку добавить герметичности, можно предлагать Илону Маску – для отправки на Марс, – говорит Пётр Кулешов, гендиректор гатчинского Опытного завода строительных конструкций, где и создавали станцию. – Ни у кого не было и не могло быть опыта строительства для этих климатических условий: в конце августа там было минус 69 оС. Материалов, сертифицированных для таких температур, просто нет: мы обращались даже к Роскосмосу, но у них и цены – космические. В итоге на станции утеплители толщиной в 700 мм, а во внешних конструкциях – уникальные сплавы с ванадием, которые не теряют пластичность при замерзании.
Новый Восток несоизмеримо больше старого: только жилая его площадь – 1,5 тыс. "квадратов".

– Мы много общались с ААНИИ. Полярники рассказывали: на Востоке тесно и нет помещений для досуга. Потому на новой станции к комнатам примыкают рабочие кабинеты, а в большой можно посмотреть кино, там даже бильярд будет. Плюс к тому мы сделали отдельный медблок с операционной, поставили душевые, туалеты и даже сауну, – перечисляет Пётр Кулешов.

Даже цвет столовой не случаен: оранжевый хорошо влияет на психику.

Даже цвет столовой не случаен: оранжевый хорошо влияет на психику.

Карина Тепанян, "Metro"

Фото:

"Утоптали" снег
Пока под Петербургом станцию строили, в Антарктике сотрудники ААНИИ готовились к её "сборке".
– На станцию уже доставлены топливо и четыре жилых модуля для строительного городка. На Востоке очень рыхлый снег, поэтому полярники подготовили фундамент для будущей станции – с помощью технологии послойного уплотнения снежной поверхности. Размер плиты фундамента составил 200 метров в длину и 120 в ширину, – рассказывает Metro Юрий Шибаев, руководитель группы по наблюдению за строительством НЗК станции Восток. – Монтаж осуществит ОАО "Запсибгазпром".
На упомянутый монтаж потребуется несколько сезонов. Транспортировать комплекс по воде будет лихтеровоз (его сейчас как раз загружают в "Петролеспорту"), перевозить груз вглубь континента (а это 1500 километров!) – антарктические ратраки с грузовыми санями. За этот сезон специалисты успеют поставить платформу-основание и гараж. Затем – попарно – жилые блоки и блоки с энергообеспечением.

– Когда полярники переедут, старый Восток станет складом для кернов из озера. Исследовать их будут уже на новой станции, где есть лаборатория, – в научном модуле, – уточняет Пётр Кулешов.

Станция будет стоять на 36 опорах высотой 3 метра и долго останется незаметённой. Так конструкция выглядела при сборке на гатчинском ОЗСК.

Станция будет стоять на 36 опорах высотой 3 метра и долго останется незаметённой. Так конструкция выглядела при сборке на гатчинском ОЗСК.

Карина Тепанян, "Metro"

Фото:

Техническая часть
•    Почти всё на станции – российское. Четыре дизель-генератора – камазовские, котлы – омские, водоочистка – московская.
•    Использованная вода на станции будет очищаться и возвращаться в систему.
•    В медицинском блоке предусмотрены барокамера, стоматология и рентген.
•    Резерва топлива и еды (как на фото ниже – в том числе) может хватить на два года.
Резерва топлива и еды может хватить на два года.

Резерва топлива и еды может хватить на два года.

Карина Тепанян, "Metro"

Фото: