Власти Петербурга хотят выделить 34 адреса, где могут появиться легальные граффити. Кроме того, главный художник Петербурга и заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Алексей Моор запросит у "Ленэнерго" список трансформаторных подстанций, где можно будет легально размещать граффити по упрощённой процедуре.

Планируется также создать специальную комиссию, которая будет оценивать художественную ценность граффити.

Metro узнало, что думают об этом уличные художники

Анастасия Владычкина, лидер арт-группы "Явь":

– Идея хорошая. Главное, чтобы на этих площадках можно было рисовать без какого-либо согласования. Сейчас в Петербурге совсем нет мест, где можно спокойно заниматься уличными техниками рисования. Относительно мест для размещения таких площадок, хотелось бы, чтобы это были проходимые людные места. Так жители будут знакомиться с уличным искусством и художниками, мало кому нравится рисовать "в стол".

Сергей Негру, уличный художник:

– Тут есть плюсы и минусы. С одной стороны, мне кажется, это интересная идея. Для граффити в Петербурге много подходящих мест – на Невском, Петроградке, на Ваське… Есть много интересных и известных улиц, которые подходят для творчества и тренировок по рисункам. Насчёт комиссии – может, это и нужно кому-то.

С другой стороны, для большинства художников это, скорее всего, будет неинтересно. Я скажу так: когда это нелегально и незаконно, то это интереснее, потому что есть драйв и страх. Но когда это отчасти станет законным в некоторых местах, то это будет интересным некоторым художникам с точки зрения хайпа. Всё равно власть не возьмёт под контроль всю эту "инфраструктуру", потому что это бессмысленно. Хотя несколько адресов не помешают. Те места, которые планируется выделить для граффити, можно оставить для конкурсов, творчества и свободных рисунков. Если эти адреса согласуют, то хайп будет недолгий и небольшой.

Андрей Люблинский, художник и дизайнер:

– Легальные граффити не имеют никакого смысла, и никакие площадки для этого не подходят, а за нелегальные надо ввести штрафы, начинающиеся от 100 тыс. рублей. На месте депутатов я бы раз в год разрешил всем желающим расписывать здание "Регент-холла" на Владимирской площади – например, в канун Пасхи или другого праздника. Идею комиссии расцениваю положительно, но если в неё не войдёт Михаил Боярский, то, боюсь, от неё не будет никакого прока.

Владимир Абих:

– Я думаю важно помнить, что уличное искусство по своей природе не институционально, ему не требуется заказчик, разрешение и тем более оценка некой комиссии, в этом его сила, искренность и романтика.

Парадоксально, но самим уличным художникам легальные стенки не нужны. Они нужны тем, кто хочет что-то продвигать, используя стрит-арт как инструмент, например, услуги печати на стенах или военный патриотизм и другие провластные ценности.

Тем не менее в каждом крупном европейском городе существуют так называемые "hall of fame", уличные площадки, где каждый человек может свободно рисовать, не опасаясь задержания, на таких площадках художники постоянно перекрашивают друг друга и работы меняются. Если это будет организованно в таком формате, то ничего дурного в этом не вижу, но есть большая доля скепсиса…

Миша Маркер, уличный художник:

– Мне особо нечего сказать по этому поводу. Ну сделают и сделают, нелегальные работы всё равно будут. В Питере для граффити подходят любые места.

Вика Шишкина, художница:

– Конечно, это неплохо, если будет место, где смогут тренироваться новички. Хотелось бы, конечно, чтобы эти места были в центре, потому что один из смыслов граффити рисунков в том, чтобы их увидели как можно больше людей.

 Loketski, уличный художник:

– Для тех художников, кто лишь экспонирует свое искусство на улице - это хорошая новость. Потому что все, что им нужно - это стена. Большая и плоская. И именно они обычно больше всех переживают, что их работы закрашивают. Меня, и таких как я, кто ценит в стрит-арте импульс, спонтанность, гармоничную включенность работы в окружающую среду, это нововведение никак не затронет. Нам эти трансформаторные будки не нужны. Мы сами выбираем, где, когда и что нам рисовать. "Худсовет по граффити" - а судьи кто? Полагаю, в него должны войти представители арт-сообщества (искусствоведы, кураторы), и активные жители микрорайона, двора. Чиновникам в них состоять совсем не обязательно.

Татьяна Пинчук, директор Музея стрит-арта:

– По-моему, больше всего эти легальные места нужны самим депутатам, чтобы пиариться в СМИ. Пока слабо верю в то, что петербургские уличные всерьез будут рисовать в этих местах, возможно будут разминаться перед тем как в городе нелегально рисовать. Уличное искусство сайт-специфично, то есть чаще всего художнику не всё равно, на какой поверхности и в какой части города писать или рисовать, ему интересен какой-то конкретный объект или место и время, контекст порой очень важен. Если и нужна городская комиссия по стрит-арту то в нее должны входить самые крутые художники и арт-профессионалы, а не сотрудники комитетов и депутаты. А пока все это выглядит как информационный шум, эти разговоры про то что художникам нужно дать стенки идут уже лет 5, цель этих разговоров - сами разговоры, бабушки читают газеты и думают, ух ты какие у нас депутаты продвинутые!