В рамках XIX фестиваля Open Look 8-9 июля пройдёт премьера постановки бельгийского режиссёра Вима Вандекейбуса, который является учеником скандального художника и сценариста Яна Фабра. Актеры выйдет на сцену в "Балтийском доме".

"Мокьюментари на современного спасителя" – саркастический перформанс в стиле постапокалиптической антиутопии. Актёры расскажут о будущем, где все люди бессмертны, а мессией стал маленький мальчик. Metro поговорило с создателем постановки о будущем современного танца и русской культуре.

Какое влияние на вас оказал Ян Фабр?

Я работал с Фабром, когда мне было всего 22 года. Тогда я изучал психологию, язык тела, поэтому принял участие в его постановке "Театральное сумасшествие". Этот человек многому меня научил, потому что он сильно вкладывается в каждого из своих актеров. Он очень выдающий лидер, умеет вести за собой и всегда знает, чего он хочет.

Почему вы решили открыть свой танцевальный проект?

Я ушел из проекта Фабра, потому что он хотел больше работать с классическими танцорами, а мне хотелось создать что-то новое, шокирующее. Тогда я организовал свою команду "Ультиима Вез". Уже около 20 лет мы не работаем с Фабром, но продолжаем хорошо общаться. Я считаю, что наше творчество сейчас совсем не похоже.

Как вы творите?

Меня вдохновляет риск, так что я порой задумываюсь, что каждый миг может быть последним. Отчасти именно поэтому я так назвал свою команду, в переводе с испанского это означает "Последний раз". Танец рождается и умирает в момент постановки, существует только здесь и сейчас.

В чем особенность вашего творчества?

Для меня создание постановки - тяжелый, трудный процесс, работа скорее для разума, а не тела. Одна лишь хореография не может рассказать всю историю, поэтому я задействую элементы театра и кино.

Как вы считаете, какое будущее у современного танца?

Мы живем в тот период, когда современного танца слишком много, но самого танца как такового в нем нет – это скорее перфоманс или спектакль. Он больше не вызывает былого шока, впечатления, что ты это раньше не видел. В то же время танец должен быть доступен для всех – в том числе и непрофессиональных актеров.

А что можете сказать о танце в России?

Я могу судить об этом только по людям, с которыми работаю. В моей постановке, которую я привез в Петербург, задействована российские танцовщица Мария Калекова. У нее прекрасное образование, она отлично натренирована. Мне нравится, что русские люди всегда углубляются проникают в суть вещей. Тем не менее, это не эмоциональный подход – наверно русским не хватает чувственности.

Как вам вообще наша культура?

Я был в России уже несколько раз, но чтобы понять страну, необходимо провести в ней длительное время. Русская культура очень интересна с исторической точки зрения, но она мне не близка.