На предприятии АО "Автопарк №1 “Спецтранс”" мусор сортируют роботы. 

Сегодня на переработку идет примерно 3% от всего мусорного потока, формируемого в Петербурге. Цифра, мягко говоря, незначительная. Многих горожан останавливает стереотип о том, что раздельный сбор –  дело бесполезное. Якобы отходы в конечном итоге все равно оказываются в "одной корзине", а переработка мусора – это не более чем миф. Metro выяснило, что это не так.

Из осколков стекла делают новые бутылки, а также зеркала и окна.

Из осколков стекла делают новые бутылки, а также зеркала и окна.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Звенья переработки   

Отходы, загруженные в отдельные контейнеры, забирает специальный грузовик. Техника компании АО "Автопарк №1 “Спецтранс”", к примеру, выезжает, в такие рейсы ночью. Их мусоровозы опустошают баки и везут содержимое на завод в Обухово. Но сразу отдать сырье на переработку нельзя: порой даже в "стерильной" таре находят предметы не по назначению.

– Линия моется, и мы пропускаем по ней "чистые" отходы. Они обязательно проходят досортировку, потому что все равно люди кидают порой то, что не перерабатывается, – рассказывает менеджер по коммуникациям предприятия Анастасия Афонина.

После этого вторсырье уже идет на переработку. Часть отходов "Автопарк №1 “Спецтранс”" увозит на собственные мощности в Гатчинском районе. Там из бывшего мусора создают  полимерно-песчаную плитку и заборы. Остальное передается компаниям-партнерам.

– Мы сейчас с вами идем по плитке из вторсырья. Это изделие из полимеров, смешанных с песком. Скамейки тоже сделаны из вторсырья. Это не вредно, а материал очень долговечный, – рассказывает PR-специалист организации "Мусора.Больше.Нет"  Мария Шекина.
Тематическая скульптура, которая украшает территорию завода.

Тематическая скульптура, которая украшает территорию завода.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Актуальный мусор

Вторичные материалы в стенах завода извлекаются не только по ночам. В день сюда приезжают порядка 100 мусоровоз, и каждая зловонная партия проходит сортировку. Первым делом смешанные отходы загружаются в шредер, который измельчает их до 30 см. Затем поток направляется в магнитный сепаратор. Таким образом вылавливаются черные металлы. Следующий этап – трехступенчатое динамическое сито, которое делит мусор по весу. Легкая фракция самая бесполезная – то, что не подлежит переработке: мягкие полимеры, мокрая бумага, текстиль. Средняя категория, наоборот, концентрат ценного мусора: пластиковые бутылки, алюминиевые банки. Тяжелые отходы – ботинки, камни, книги – также просматривают повторно.

– Тяжелая фракция – это в основном инертные отходы, которые уедут на полигон. Но отдельным конвейером все равно их выводим, чтобы можно было вручную оттуда забрать полезный мусор, если, например, туда попадет тяжелый пластиковый контейнер, или книги, или не разбившееся стекло, – поясняет Анастасия Афонина.  
Поступивший мусор сотрудники завода загружают в шредер.

Поступивший мусор сотрудники завода загружают в шредер.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Роботы в деле

Помимо людей мусор, проходящий по конвейерной ленте, сканирует и искусственный интеллект.  

– Сортировку производят люди и роботы. Мы сейчас тестируем роботов, которые произведены в Санкт-Петербурге, – рассказывает представительница завода. – В базу было загружено порядка 15 тыс. фотографий. По цвету и типу бутылки роботы могут распознать и распределить мусор. Например, молочная бутылка – белая непрозрачная, она отдельно собирается.

То, что за переработкой мусора будущее, сомнений не возникает. В Петербурге и Ленобласти в ближайшее время запланировано строительство восьми заводов по обработке вторсырья. И первые четыре должны появиться к 1 января 2024 года.  

Отходы, которые отправляют на полигон упаковывают в плотный полиэтилен.

Отходы, которые отправляют на полигон упаковывают в плотный полиэтилен.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото: