Скульптура Петра I в Петропавловской крепости
Памятник первому российскому императору был открыт в июне 1991 года. Автор, знаменитый художник и скульптор Михаил Шемякин, изобразил Петра сидящим в кресле, положившим руки с длинными пальцами на подлокотники. Скульптура сразу же вызвала резкую реакцию у зрителей, поскольку пропорции тела Петра были увеличены Шемякиным в 1,5 раза, и маленькая голова вместе с длинными пальцами рук придали всей композиции гротескный вид. Сам автор объяснял, что начал создавать макеты памятника из глины в натуральную величину, но выяснилось, что фигура императора получалась невзрачной – он представлялся невысоким человеком. Тогда скульптор начал увеличивать тело Петра I, не меняя размер головы, и таким образом пришёл к пропорциям русских икон. Лицо скульптуры было сделано на основании подлинной восковой маски с лица Петра и сейчас хранящейся в Эрмитаже.
Уже прошло больше 30 лет, а споры о том прекрасен или уродлив шемякинский Петр I не утихают. Одни утверждают, что царь такой и был: с маленькой головой и непропорциональным телом, а другие просто заявляют, что это издевательство над памятью основателя Петербурга. Во всяком случае каждый турист считает своим долгом увидеть знаменитую скульптуру собственными глазами и вынести свой приговор.
Памятник академику Андрею Сахарову
На одноимённой площади возле главного здания СПбГУ расположен памятник Академику Сахарову. Скульптура работы художника Левона Лазарева была установлена в мае 2003 года. Андрей Сахаров был выдающимся учёным, одним из авторов советской технологии термоядерного оружия, но также вошёл в историю как диссидент и правозащитник. За свою гражданскую и общественную позицию он подвергался преследованиям и политическим репрессиям. За правозащитную деятельность в 1975 году ему была присвоена Нобелевская премия мира.
Лазаревский Сахаров представлен как сутулая фигура с гордо поднятой головой. Статуя как бы парит в воздухе. Руки учёного заведены за спину и создают впечатления не то рук заключённого (изначально скульптор делал фигуру в смирительной рубашке), не то крыльев ангела. Как признавался сам художник, он хотел показать, что Сахаров – человек не "от мира сего, не физик-теоретик и не правозащитник, а Сократ, гонимый демосом, слабый физически, но твердый духом". Памятник получил много противоречивых отзывов. Некоторые посчитали, что скульптура выглядит как в фильме ужасов про восстание зомби, но есть и те, кто видит красоту и авторский посыл.
Памятник российскому императору Александру III
Еще один нелюбимый горожанами монумент. Этот памятник Александру III работы скульптора Паоло Трубецкого был воздвигнут в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга. Ныне располагается во дворе Мраморного дворца. Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи. Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов: Александр III изображён в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, не соответствовал общепринятым представлениям об императорах. Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии. Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, "отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз", а в столице воздвигнуть другой монумент. За свой внешний вид памятник стал героем фольклора. Одно из самых мягких высказываний: "Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот".
А знаменитый художник Борис Кустодиев в одном из писем жене написал о памятнике следующее: “Видел вчера вечером памятник Александру III. Очень смешной и нелепый, лошадь совсем без хвоста, с раскрытым ртом, как будто страшно кричит, упирается и не хочет идти дальше, а он сам нелеп и неуклюж, особенно комичное впечатление сзади! Спина как женская грудь и лошадиный зад без хвоста. Кругом масса народа, очень меткие и иронические замечания делают”
Сегодняшние зрители к памятнику более благосклонны и считают, что хоть он и некрасив, но имеет право на существование.