У доктора Ираклия Игоревича в трудовой книжке всего одна запись: рентгенолог детской городской больницы №5 им. Н.Ф. Филатова.

– Медицина – моё наследственное "заболевание", – говорит Ираклий Кондрашев. – У меня и бабушка с дедушкой, и мама с папой – все врачи. Так что выбора у меня не было. Да я и сам сразу определился с профессией. А когда нужно было выбирать специализацию, пошёл по стопам отца и стал рентгенологом.

От банальной простуды до менингита

Посещение отделения лучевой диагностики для детей, которые проходят лечение в клинике, – это целый калейдоскоп переживаний. Компьютерный томограф напоминает космическую ракету, а врач, который наблюдает за юными пациентами через окошко, похож на капитана этого корабля.

– В доковидные времена рядом с кабинетом, где стоит томограф, был один большой коридор, – рассказывает доктор. – Для самых маленьких там положили мягкие коврики, для тех, кто постарше, установили доску для рисования, положили бумагу, карандаши и фломастеры. Звучала детская музыка. По стенам развесили кривые зеркала. Сейчас только они и остались. И если детям нужно подождать, они тут бегают и веселятся. А потом заходят к нам.

Пациенты доктора Кондрашева – это практически все дети от 0 до 18, кому требуется рентген, компьютерная томография или МРТ. Патология: от перелома пальца до сложнейших нейрохирургических операций, от банальной простуды до менингита и воспаления мозговых оболочек.

100 пациентов принимали специалисты отдела лучевой диагностики за сутки в условиях пандемии.

100 пациентов принимали специалисты отдела лучевой диагностики за сутки в условиях пандемии.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

Костюм робота

– Конечно, некоторые боятся наших аппаратов, – рассказывает Ираклий. – Их уже намучили уколами, а теперь привели к нам и заставляют лечь в какую-то непонятную капсулу. Главное – успокоить детей и их родителей. Рассказываем, что это не больно. Надеваем на них специальные свинцовые фартуки, которые защищают от облучения, объясняем, что это почти костюм робота. Детям нравится. С малышами обычно остаются родители, держат их за руку. Тем, кто постарше, я обычно говорю: "Тебя же мама с папой на телефон фотографируют? И тут будет примерно то же самое". Иногда для томографии нужно задержать дыхание, не все дети это могут. Тогда мы пытаемся вместе вспомнить, как они были на море, как ныряли, задерживали дыхание. В общем, подводим их к тому, что они знают. Главное – говорить понятно и спокойно. Некоторым детям нравится в отделении лучевой диагностики: они воспринимают визит к нам как приключение. Тут главное, чтобы наши "исследователи" не нажимали ни на какие кнопки.

Само сканирование длится две минуты. В "мирное" время специалисты проводят примерно 30–40 КТ в сутки.

– На пациента мы тратим от 15 минут до часа. Если ребёнка привозят с политравмой, например, после автоаварии, то его нужно смотреть от макушки до пяток. А потом пролистать тысячи изображений и сделать из них реконструкцию.
Ираклий Кондрашев объясняет каждому маленькому пациенту, что компьютерная томография – это не больно.

Ираклий Кондрашев объясняет каждому маленькому пациенту, что компьютерная томография – это не больно.

Алена Бобрович, "Metro"

Фото:

СИЗ не спас от заражения

До февраля 2020 года в кабинете компьютерной томографии стоял специальный ящик с игрушками. Малыши за проявленную смелость во время процедуры могли выбрать себе любой подарок.

– Когда началась пандемия, всё лишнее пришлось убрать, поставить перегородки и разделить отделение на зелёную и красную зоны, – вспоминает доктор. – Как и все медики, имеющие дело с ковидом, мы работали в средствах индивидуальной защиты. Но это не уберегло нас от заражения, переболели практически все сотрудники нашего отделения. Я перенёс очень тяжело: с пневмонией, высокой температурой. Ни одна таблетка не помогала. За полтора месяца сильно похудел. И вся семья моя переболела. У меня младшая, четвёртая, дочь – ровесница коронавируса, родилась в феврале 2020 года. Это потом уже была разработана вакцина. Я сделал прививку и собираюсь ревакцинироваться. Точно знаю, что прививка помогает: по крайней мере, все мои знакомые после вакцинации если и болеют, то легко.

По словам Ираклия Кондрашева, коронавирус никуда не делся.

– С утра мы принимаем "чистых" пациентов, – объясняет рентгенолог. – Потом аппарат обрабатывается, помещение проветривается – и начинается приём больных с ковидом. Конечно, их стало меньше, но они есть.

100 пациентов принимали специалисты отдела лучевой диагностики за сутки в условиях пандемии


Минимальная лучевая нагрузка

Детская больница №5 им. Н.Ф. Филатова стала одним из первых стационаров, принявших на лечение пациентов с ковидом. Сотрудники отделения лучевой диагностики разработали и внедрили новые методики выполнения компьютерной томографии лёгких у детей, позволяющие получать высокоинформативные изображения при минимальной лучевой нагрузке, что особенно важно при обследовании детей раннего возраста.