В Шереметевском дворце Петербурга открылась всероссийская выставка скрипичных мастеров. Metro узнало секреты создания инструментов

На первой со времен Советского Союза скрипичной выставке в Петербурге представлены скрипки, смычки, альты, виолончели, контрабас и даже старинный русский струнный инструмент гудок. Особенность экспозиции в том, что все экспонаты можно трогать, – ведь красота инструмента не только в экстерьере, но и в звучании.

Выбор материалов
Москвич Кирилл Лаврентьев делает скрипки более 30 лет. По словам мастера, самое важное – правильно выбрать древесину.
– Передняя часть корпуса делается из ели, годовые кольца которой одинакового размера,  расстояние между ними не более 4 мм, – рассказал Metro мастер. – Задняя часть создаётся из клёна, реже – из берёзы, а раньше в ходу были яблони и груши. Накладку на ручке, под струнами, создают из устойчивого к деформации чёрного дерева.

Для Кирилла Лаврентьева самое трудное – создание симметричного завитка. И хотя он расположен на ручке, несёт не только декоративную функцию: некоторые музыканты считают, что эта деталь влияет на звучание. Большую роль в этом играет и выбор струн: жильные дают нежный звук, металлические – резкость, синтетические довольно нейтральны.
 
Музыка для всех возрастов
Андрей Ковацкий из Краснодара делает детские инструменты: скрипки, альты, виолончели. Основное отличие от взрослого – это размер. Так, мастер делает скрипки с корпусом длиной от 20 см, в то время как полноразмерная – 35 см. Работа над мини-инструментом более кропотливая, что, впрочем, не отражается на цене: детская стоит около 50 тыс. руб., а обычная – от 100 тыс.

– Сложнее всего делать "эфы" – два симметричных выреза на скрипке, – считает Ковацкий. – От их расположения и размера напрямую зависит звук. Я предпочитаю вырезать их вручную ножичком. Вообще создание скрипки – процесс кропотливый, за прошлый год я сделал всего три штуки.

Уникальный мастер
На выставке можно увидеть инструмент единственного в России мастера, создающего контрабасы. Петербуржец Глеб Дроздов также делает скрипки, альты и виолончели. Сейчас на его инструментах играют музыканты из США, Германии, Сирии, Турции, Азербайджана.

– Я долго шёл к созданию первого контрабаса, не мог на это решиться, – отмечает мастер. – Тем более в России нет ни школ, ни пособий – пришлось ехать учиться в Америку, потом оттачивать навык в Германии. Мои знания пригодились и на родине: я работаю реставратором в Мариинском театре.