Из-за коронавируса самолёты летают намного реже, чем раньше. Некоторые пользователи Сети заподозрили, что теперь прогнозы погоды не такие точные.

Если авиаперелетов мало, то и необходимой для прогнозов информации недостаточно, гласит расхожее в Интернете мнение.

В действительности, такая мысль является заблуждением, рассказал Metro главный синоптик Гидрометцентра Петербурга Александр Колесов. Он отметил, что данные, которые получают самолеты, используются при составлении прогноза погоды. Однако их участие в этом не так значительно.

- В основном, мы пользуемся метеостанциями, которые расположены по всему земному шару. Для нас конкретно имеет значение Европа, потому что все процессы идут с Запада. Сейчас очень много автоматических метеостанций, и на них мы обращаем внимание в первую очередь. Благодаря им становится понятно, где находится циклон, где проходит атмосферные фронты… - сказал Колесов.

В России в апреле было холоднее, чем обычно: погоду может "портить" коронавирус

Он добавил, что если говорить не про современную метеорологию, которая сейчас полностью перешла на компьютерное моделирование, а про классическую, то прогнозы, которые составлялись, к примеру, в 90-х годах, базировались на кольцевой карте с указанием данных метеорологических станций.

Куда большее значение для прогноза имеют данные метеостанций по всему земному шару.

Куда большее значение для прогноза имеют данные метеостанций по всему земному шару.

pixabay.com, Другой

Фото:

Полученные самолетами сведения могут учитываться сегодня. Они, вместе со спутниковыми данными, шаропилотными наблюдениями, вставляются в модель, которую рассчитывает компьютер.

- При полете самолет, например, может отметить что-то, что не смогли зафиксировать шаропилотные наблюдения. Зонды у нас запускают Петербург, Петрозаводск, Кемь, Мурманск. Расстояние между ними приличное, - добавил метеоролог.

Погода в Петербурге не обойдётся без капризов: чего ожидать в конце апреля

Наиболее актуальны самолетные данные для аэропортов. Они помогают составить прогноз по маршрутам, определить, какова погода там, где пролетают самолеты.

К слову, намного важнее для прогнозов сведения, полученные с морских судов.

- Для тех, кто составляет прогнозы для приземной части, больше интересны данные судов. Сейчас их становится все меньше и меньше. Раньше все суда передавали погодные данные в обязательном порядке. Потом все это дело отменили, - уточнил Александр Колесов.

Именно сведения, полученные с моря, помогают определить, к примеру, глубину циклонов с минимумом погрешностей. Без них метеорологическая картина ощутимо теряет в точности.

- Все процессы в Европе идут с Атлантики. А кораблей в этой зоне очень мало, - заключил эксперт.

Михаил Леус, ведущий специалист Центра Фобос, подтверждает - информация от самолетов поступает не в таком объеме, как до карантина. Но он говорит о том же, что и его коллега.

- Проблема такая есть. Данных становится меньше. Но пока это не критично. Точность прогноза для обывателя не изменится никоим образом. Помимо тех данных, что давали самолеты, ничего больше не изменилось в плане информации - наземные станции как работали, так и работают, корабли как плавали, так и плавают, спутники летали и передавали данные, так и летают. Да, меньше стало самолетов. Но они давали лишь маленькую часть информации, которую мы берем для составления прогнозов погоды. К примеру, если мы говорим о краткосрочных прогнозах продолжительностью до 3 дней, то сейчас точность будет не 92-97%, а 90-95%. Но это никакой роли не играет, - рассказал эксперт.