Выставка "Зерцало" в Манеже позволит зрителям познакомиться не только со стилистическими особенностями ранних провинциальных портретов, но и увидеть "лица" эпохи – образы духовенства, купечества, детские и семейные портреты.

Выставочный проект посвящен истории русского провинциального портрета XVIII-XIX веков.  Помимо исследования этого явления в изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре.

"Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись как единственный регламентированный вид станкового искусства, строго подчиненный канонам православной церкви, начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека – "парсуна" (от слова "персона"), знаменующая переход от каноничных иконописных образов к изображению человека "сживства" (с натуры), к первым попыткам передать сходство и характер", – Светлана Зенина, куратор выставки.

Название экспозиции происходит от старославянского слова "зерцало". И не случайно первое, что увидит зритель, оказавшись в выставочном пространстве – это собственное отражение в зеркалах. Это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции.