В Сети появилась информация о том, что дореволюционный вокзал в Токсово могут демонтировать.

Пока депутат Борис Вишневский и местные активисты пытаются привлечь внимание к этой теме и спасти здание, некоторые источники сообщают, что вокзал не собираются сносить, а хотят только отремонтировать. Metro решило разобраться в ситуации и выяснить правду.

28 апреля на сайте госзакупок появился лот с названием "Реконструкция железнодорожного вокзала станции Токсово и благоустройство прилегающей к нему территории". Но, несмотря на слово "реконструкция" в названии лота, местные активисты начали беспокоиться – ведь в конкурсной документации говорится о демонтаже здания вокзала. Активистов поддержал депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский.

- Я крайне обеспокоен планами ОАО "РЖД" по "реконструкции железнодорожного вокзала в Токсово и благоустройству прилегающей к нему территории" стоимостью почти 76 млн рублей. Данная "реконструкция" предполагает снос существующего здания вокзала, возведенного по проекту финского архитектора Урхо Пяллия в 1916–1917 гг. в стиле северный модерн, − написал Вишневский на своей странице в соцсети "ВКонтакте".

Старинный вокзал в Токсово до ремонта.

Старинный вокзал в Токсово до ремонта.

Дмитрий Сергеев/www.toksov.spb.ru

Фото:

Вокзал в Токсово официально не считается памятником. Кроме того, в 2008 году деревянный фасад здания обшили сайдингом, а "родную" жестяную крышу заменили на металлочерепицу. Но местные активисты считают, что, несмотря на это, здание не утратило своего культурного значения. В декабре 2019 года жители Токсово отправили заявку в областной Комитет по культуре с просьбой провести экспертизу и включить вокзал в реестр объектов культурного наследия. По закону ответ должен поступить не позднее чем через 90 дней после заявки. Этот срок истек 30 апреля, но активисты так ничего и не получили. Депутат Вишневский обратился к главе РЖД и губернатору Ленобласти с просьбой поспособствовать решению этого вопроса.

– Пока здание не включено в реестр объектов культурного наследия, теоретически его могут снести в любой момент, оно не находится под охраной. Нужно как можно быстрее провести эту экспертизу, – объяснил он Metro.

"Ложная паника"

3 июня появились сообщения с альтернативной версией событий: активисты и депутат разводят ложную панику вокруг ситуации с вокзалом, ведь никто не собирался сносить здание, его хотят лишь реконструировать.

В качестве доказательства приводят цитату пресс-службы Главгосэкспертизы РФ: "Работы будут выполнены при условии максимального сохранения внешнего вида, соответствующего проекту 1917 года в части габаритов здания, внутренних конструктивных элементов и декоративных элементов отделки фасадов".

Старинный вокзал в Токсово после ремонта в 2008 году.

Старинный вокзал в Токсово после ремонта в 2008 году.

Дмитрий Сергеев/www.toksov.spb.ru

Фото:

Реконструкция или снос?

В распоряжении Metro оказался текст пресс-службы Главгосэкспертизы РФ, из которого взяли цитату о сохранении внешнего вида вокзала. В заголовке пресс-релиза написано: "В Токсово построят новое здание вокзала". Также там есть несколько слов о том, как будут проходить работы: "Наземные конструкции и верхняя часть фундаментов вокзала будут демонтированы, на их месте возведут новое здание с утепленной мансардой, которая будет отведена под служебные помещения".

Конкурсная документация на сайте госзакупок подтверждает эту информацию. "Новое здание вокзала на станции Токсово проектируется на месте старого деревянного вокзала, который был построен в 1916–1917 гг.", – говорится в приложении к техническому заданию.

Также на сайте госзакупок можно найти информацию о том, что площадь здания планируют увеличить с 438 квадратных метров до 520, кроме того, в новом здании появится второй этаж.

– Разговоры о реконструкции здания – это сознательная или несознательная ложь, которая сейчас распространяется. В контракте есть отдельный пункт – демонтаж здания. Это именно снос с последующим якобы восстановлением. Но вы прекрасно понимаете, что если написано "демонтаж", то речь идет именно о сносе здания. Я не понимаю, зачем это делать, когда есть все возможности это здание отреставрировать, снять сайдинг и восстановить вокзал в историческом облике? – прокомментировал Борис Вишневский.