Исследование Высшей школы экономики опровергло старый факт о том, что к 15–18 годам умение работать со звуками речи больше не оказывает воздействие на скорость чтения. Психолингвисты Центра языка и мозга провели эксперимент на 161 старшекласснике и поняли: фонологическая обработка – умение удерживать и менять звуки – все еще важна, когда подростки читают связные тексты. Об этом рассказали в пресс-службе НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Участники исследования делали задания на чтение и специальные фонологические тесты. Результат вышел непредсказуемым: скорость чтения текста зависела от того, насколько грамотно подросток способен справляться со сложными операциями со звуками.

Самым главным стало отношение к чтению. Ученые выявили, что эмоциональная мотивация сказывается на беглости даже сильнее, чем когнитивные навыки.

Специалисты также в первый раз опубликовали нормативы фонологического теста для 8–11 классов – инструмент, который позволит логопедам и нейропсихологам лучше определять риски дислексии у подростков.