Сеанс арт-медиации начинается с экспозиции итальянских футуристов.

Гостей подводят к мировому шедевру – бронзовой скульптуре Умберто Боччони "Уникальные формы непрерывности в пространстве". Однако ведущий вместо скандирования исторической справки задаёт вопросы посетителям: "Что вам напоминает эта фигура?", "Что замечаете в ней странного?" Публика неохотно, но идёт на диалог.

– Это человек, и он будто в огне, – предполагают участники.

Выслушав все варианты, ведущий дополняет рассказ фактами.

– Это предвоенная работа. 1913 год в Европе – год всеобщего счастья, удовольствия от жизни. Но художники в России и Италии создают такие "пламенеющие" работы, военно-предвосхищающие события будущего, – поясняет куратор программы Алексей Бойко.

Футуристы про киберлюдей

Информацию гид выдаёт маленькими порциями, отчего становится ещё интереснее. Футуризм считается пророческим направлением в искусстве. В творениях художников начала XX века считываются события, которые потрясли человечество лишь по прошествии нескольких лет. Но скульптура Боччони – не только предвестник войны. В громоздких и механических формах можно уловить зачатки киберлюдей.

– Эта фигура напоминает трансформера. Но уверяю вас, автор Умберто Боччони не проектировал роботов, – говорит Алексей Бойко.

Гранит искусства

Арт-медиация состоит из двух частей. После разбора  произведений итальянцев группа движется в зал с работами русских футуристов.

Русский менталитет

Обязательное условие арт-медиации: в составе группы должно быть не больше 15 человек. Иначе не у всех будет возможность высказаться. А вот временным прогнозам мероприятие не поддаётся, делится представитель Русского музея. Оно может завершиться за 10 минут, а может растянуться на 2 часа. Тут всё зависит от открытости публики.

– У нас в России, в Петербурге очень сложно "раскочегарить" людей, создать ситуацию, когда люди не боятся идти на разговор, – поясняет Алексей Бойко.

Однако в эмоциональной составляющей кроется главное преимущество перед экскурсиями. Зачастую "тирада" экскурсовода забывается сразу по выходе из музея. Благодаря интерактивной подаче информация запоминается куда лучше.

Пока арт-медиации запущены в тестовом режиме – важно понять, насколько интересен такой формат петербуржцам. Ближайшие сеансы намечены на октябрь.


1913 – в этом году футуристы массово создают картины и скульптуры, предсказывающие будущие войны