13 ноября

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Фестиваль "Дягилев. P.S." начнется 13 ноября с традиционного музыкального события – нового концерта пианиста и продюсера Алексея Гориболя. Он называется "Любовь поэта" и вступает в диалог с выставкой "Суд Париса. Рождение богини", которая также участвует в программе. Пьесам Вебера, Шумана, Прокофьева, Десятникова соответствуют Дивы – знаменитые женщины XX века. Зрители услышат, как Алексей Гориболь представляет Любовь Орлову, Анну Ахматову, Тамару Карсавину, Зинаиду Райх, Майю Плисецкую и других женщин, чья жизнь превратилась в искусство.

Автор, исполнитель и музыкальный руководитель программы "Любовь поэта" – Алексей Гориболь – уже участвовал в программах Фестиваля "Дягилев. P.S.". В 2022 году с огромным успехом прошел театрализованный концерт "Бал-маскарад" на Новой сцене Александринского театра. Также в вечере участвуют баритон Борис Пинхасович, сопрано Альбина Латипова, пианист Павел Коновалов, солисты оркестра musicAeterna Владислав Песин и Алексей Жилин и артист БДТ имени Товстоногова Тарас Бибич.

14 ноября

Национальный драматический театр России (Александринский театр)

Танцевальную программу откроет Нижегородский государственный театр оперы и балета имени А. С. Пушкина. Коллектив в сотрудничестве с продюсерским агентством JokerLab впервые приедет на Фестиваль и покажет 14 ноября на сцене Александринского театра балетный вечер на музыку композиторов начала XX века "Терезин-квартет". В проекте главенствует число 4: прозвучит музыка, написанная для струнного квартета. На сцене в каждом балете единовременно будет находиться от 4 до 8 человек. На сцене – четыре истории узников Терезиенштадта, рассказанные языком современного балета в постановке четырех известных российских хореографов – Татьяна Багановой, Максима Петрова, Александра Сергеева и Алессандро Каггеджи. Автор идеи и музыкальный руководитель – Алексей Трифонов, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета.

28 ноября

БДТ им. Г.А. Товстоногова

Еще одним российским участником Фестиваля станет Самарский театр оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича. 28 ноября петербургские зрители увидят танцевальный вечер "Время Никиты Долгушина", который посвящен наследию выдающегося танцовщика и хореографа, элегантного и интеллектуального артиста петербургской школы. Его программа составлена специально для Фестиваля. В ней собраны жемчужины репертуара театра. Для самарской труппы Никита Долгушин, который с 1997 по 2006 год возглавлял балет САТОБ, составил вечер одноактных балетов Серебряного века. Одну из его частей, постановку "Павильон Армиды" на музыку Николая Черепнина. Долгушин создал по мотивам легендарной дягилевской постановки хореографа Михаила Фокина и художника Александра Бенуа. В первом акте этот балет исполнят солисты театра. Во второе отделение вошли фрагменты балетов в хореографии Игоря Чернышева, еще одного руководителя Самарского балета с петербургской школой: дуэт Фригии и Спартака из балета "Спартак" Арама Хачатуряна и дуэт и монологи Антония и Клеопатры из балета "Антоний и Клеопатра" Эдуарда Лазарева. Также во втором действии зрители познакомятся с оригинальной версией "Кармен-сюита" на музыку Жоржа Бизе – Родиона Щедрина. Ее Никита Долгушин создал специально для труппы Самарского театра в 2003 году. Особенность версии в том, что из нее исчез Тореро – один из героев спектакля Альберто Алонсо. Долгушина интересовала драма Кармен и Хосе. В третьем отделении зрители увидят полностью второй акт "Сильфиды" Германа Северина фон Левенскольда в хореографии Августа Бурнонвиля в редакции Никиты Долгушина.

16 ноября

Театр-фестиваль "Балтийский дом"

В международную программу "Дягилев P. S." вошли коллективы из Индии и Китая. Петербуржцы и гости Фестиваля познакомятся с Компанией Адити Мангалдас – это один из основных ансамблей, которые поддерживают и развивают традицию старинного танца катхак в Индии и ставят на его основе как классические, так и современные, переносящие язык катхака в сегодняшний мир, постановки. Российский зритель имел возможность познакомиться с труппой Адити Мангалдас во время ее гастролей в рамках Чеховского фестиваля в Москве в 2021 году, когда труппа представлена работа "Жизнь". Теперь и петербуржцы получат возможность увидеть самобытный коллектив из 8 танцовщиков и 4 музыкантов в рамках Фестиваля. Индийская тематика связана и с репертуаром труппы Дягилева. С 1909 по 1912 год Русские сезоны представляли в европейских столицах балеты восточной тематики. Самым известным из них стал "Синий бог".

16 ноября Компания Адити Мангалдас покажет спектакль WITHIN ("Внутри"). В нем изучаются скрытые эмоции. Компания со главе со своей основательницей обратилась к вечным мифологическим сюжетам, чтобы через них понять современные события.

Еще один гость – китайская труппа "Театр танца Xie Xin". 30 ноября, в день закрытия "Дягилев P. S.", впервые в Петербурге пройдет постановка T.I.M.E. ("Время"), которую создала хореограф Си Син, молодая звезда азиатской хореографии. Как артистка она выступала в лучших китайских коллективах современного танца – среди них шанхайский Театр танца Джин Синг, один из старейших ансамблей в стране, пекинские Театр танца Тао и Dance LDTX. Как хореограф Си Син сотрудничает с Уэйном МакГрегором и Венецианской биеннале танца. В сентябре 2023 года ее работа станет первой премьерой балетного сезона Парижской оперы. 

Стиль Си Син соединяет современный танец и азиатскую эстетику. Она вдохновляется природными явлениями и отражает их в танце, часто использует плавные круговые движения.

На Фестивале Театр танца Xie Xin представит спектакль T.I.M.E. ("Время"). Он посвящен теме времени и воспоминаний. Для каждой буквы команда придумала определение, связанное с танцем и его свойствами: T – температура и телепортация, перемещение в пространстве, I – внутреннее Я, важные моменты и воображение, M – память и разум, E – энергия и эмоции.

Постановка T.I.M.E. создана Театром танца Xie Xin по заказу Шанхайского международного танцевального центра.

T.I.M.E. ("Время").

T.I.M.E. ("Время").

Предоставлено организаторами

Фото:

22 ноября

Шереметевский дворец – филиал СПб ГБУК "Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства"

Выставочная программа в 2023 году посвящена феномену Дивы, кумирам публики – актрисам русского театра первой половины XX века и их судьбам на фоне меняющегося времени. В рамках Фестиваля 22 ноября пройдет открытие выставки Музея театрального и музыкального искусства "Суд Париса. Рождение богини". Экспозиция разместится в Шереметевском дворце-Музее музыки.

Выставка посвящена актрисам, блиставшим на отечественной сцене. Для публики они стали объектом поклонения, а для творцов – источником вдохновения. Феномен "богинь сцены" исследуется в трех аспектах: отношения с публикой, отношения с мастером, отношения с властью. Выставка не ставит цель показать всех богинь всех времен – она призвана лишь продемонстрировать их многообразие, не исчерпывая его.

Четыре зала Шереметевского дворца посвящены разным темам.

  • Первый назван "Мои богини!" – это фантазийный Олимп, где обитают 35 идолов разных эпох. Среди них – балерины Мария Тальони, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Галина Уланова, певицы Полина Виардо и Мария Кузнецова-Бенуа, актрисы Элеонора Дузе, Полина Стрепетова, Алиса Коонен. Каждая по-своему представляла идеал женщины и составили целую галерею образов. Во всех осталась их частица, но каждую из них публика не разгадала до конца – возможно, это секрет их притягательности.
  • Второй зал, "Путь на Олимп", посвящен двум актрисам Императорских театров – Марии Савиной и Вере Комиссаржевской. Обе проложили путь к славе самостоятельно, не опирались на режиссера, который создал бы театр вокруг них. Обе стали символом разных направлений русского театра. Если Савина находила отклик у более консервативного зрителя, то Комиссаржевская — у передового.
  • В третьем зале, "Путь на Голгофу", зрители узнают о трагической судьбе двух ключевых актрис раннего советского театра, Алисы Коонен и Зинаиды Райх. Обе нашли своих Мастеров, режиссеров, чьи идеи воплощали на сцене. Обе приняли ту же судьбу: погибли или лишились работы.
  • Четвертый зал – "Светлый путь" – расскажет о дивах сталинского периода. Киноактрисы Любовь Орлова и Марина Латынина воплощали разные стороны "новой советской женщины". На экране скромные, в жизни блистательные, они вели за собой публику.

Для выставки объекты предоставили 12 государственных музеев и 5 частных собраний. Среди них Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Академия художеств, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Государственный исторический музей, Государственный литературный музей им. В. Даля, KGallery, В. В. Загонек, Д. Д. Чуковский, Л. И. Семенова, И. И. Мигдал.

Кураторы выставки – Наталья Метелица и Ирина Климовицкая. Дизайнер – Юрий Сучков.

23 ноября

Главный штаб Государственного Эрмитажа

23 ноября в Главном штабе Государственного Эрмитажа начнется мини-цикл событий, связанных с темой национального. Фестиваль организует интеллектуальную игру PROВосток. Подобный формат "Дягилев P. S." уже опробовал. Во время юбилейной X программы 2019 года гости и друзья Фестиваля провели игру "В круге Дягилевом. Кто есть кто", в которой состязались петербургские и московские артисты, искусствоведы, театральные менеджеры и журналисты.

В этот раз три команды знатоков сойдутся в дружеском состязании умов. Они будут искать ответы на хитроумные вопросы, подготовленные знатоками Востока и театра. Вместе они проверят свои знания о культуре и традициях восточных стран, а также о влиянии Востока на театр и балет в России. Вопросы потребуют смекалки и логики, умения выстроить цепочку из известных вещей и так найти ключ.

24 ноября

Культурный центр "Левашовский хлебозавод"

24 ноября в Котельной Левашовского хлебозавода пройдет круглый стол "Национальное в современном". Понятие национального всегда было востребованным в искусстве. Художники, музыканты, балетмейстеры экспериментировали с мотивами чужих культур и формулировали, из чего состояли их родные.  Для Фестиваля тема национального и современного важна с первых лет существования. Его гостями становились авторы, для которых национальное, идентичность стали смыслообразующими, – хореографы Акрам Хан, Сиди Ларби Шеркауи, Сабуро Тешигавара, Брендан де Галли, Татьяна Баганова, японская компания "Noism".

Участники круглого стола рассмотрят, как в современности трансформируется понятие национального, как его видят в искусстве, архитектуре, театре, музыке и современном танце. Они обсудят, зачем и как говорят о культуре разных народов, каким предстает национальное в глобальном мире, как современность меняет взгляд на национальное.

В круглом столе участвуют композитор Алексей Ретинский, продюсер Катерина Ростовцева, галерист Марина Гисич, художница Ульяна Подковырова, режиссер Туфан Имамутдинов, куратор современного танца Анастасия Прошутинская, историк архитектуры Илья Печенкин, искусствовед Елена Беспалова. Модератор – редакционный директор The Blueprint Александр Перепелкин.  Круглый стол совместно организуют Фестиваль "Дягилев P. S." и школа Masters. Вход бесплатный, по предварительной регистрации.

17 ноября

Культурный центр "Левашовский хлебозавод"

Для гостей Фестиваля подготовлена специальная кинопрограмма.

17 ноября в Котельной Левашовского хлебозавода состоится специальный показ документальной киноленты Aidan.doc о жизни художницы Айдан Салаховой. Его представит продюсер и сценарист Алексей Боков. После сеанса состоится обсуждение со зрителями.

Кинолента познакомит с одной из самых востребованных российских художниц, Айдан Салаховой. Она расскажет о взлетах и падениях, поделится историями из жизни. Зрители узнают, как хрупкая женщина победила рак и с какими трудностями она столкнулась, переходя из сферы современной живописи к работе над мраморной скульптурой. Вместе с Айдан мы побываем в ее мастерских и увидим знаменитый мраморный карьер в Карраре. Также съемочная группа посетила дом художницы, где она рассказала о взаимоотношениях с семьей, мужчинами, коллегами и друзьями.

В ролях – Айдан Салахова, Зельфира Трегулова, Евгений Митта, Александра Вертинская, Андрей Малахов, Алексей Боков и другие.

18 ноября

"Кино&Театр" в Англетере

18 ноября зрители увидят премьеру документального фильма "Донна Таня. Сто лет счастья" – посвящение 100-летию балерины и хореографа Татьяне Лесковой, правнучки писателя Николая Лескова, которая живет в Бразилии, внесла значительный вклад в развитие балета в этой стране и восстанавливала спектакли Леонида Мясина, автора легендарного авангардного балета "Парад", манифеста кубизма и одной из самых известных театральных работ Пабло Пикассо.

Татьяна Лескова 17 лет гастролировала в составе труппы "Оригинальный русский балет", одной из "наследниц" "Русского балета". В ходе поездок в 1945 году артистка осела в Рио-де-Жанейро, где основала балетную школу в русской классической традиции. Героиня нового документального проекта – последняя из прямых потомков писателя Лескова, последняя из артистов "Русских балетов", знавшая Сергея Лифаря и наследников Сергея Дягилева, последняя представительница русской артистической эмиграции в Южной Америке.

В честь 100-летнего юбилея этой легендарной женщины команда московских документалистов готовит фильм по сценарию Майи Кучерской – писателя, литературоведа, лауреата премии "Большая книга". Режиссер фильма – Татьяна Сорокина, оператор-постановщик – Юлия Галочкина.

Идея снять фильм появилась у писательницы Майи Кучерской после знакомства с Татьяной Лесковой. Съемочная группа отправилась в Рио-де-Жанейро, где зафиксировала повседневную жизнь балерины и педагога, записала рассказы ее учениц и коллег, отметила вместе с Лесковой ее 100-летний юбилей.

Премьера фильма, показ и встреча с создателями пройдут на площадке Кино&Театр Англетер.

"Донна Таня. Сто лет счастья".

"Донна Таня. Сто лет счастья".

Кадр из фильма., Предоставлено организаторами

Фото:

25 ноября

"Кино&Театр" в Англетере

25 ноября зрители и гости Фестиваля познакомятся с белорусским художественно-документальным фильмом "Ради весны". Его создатели заново исследуют феномен одного из самых известных балетов в мировой истории, "Весны священной". Идея ленты связана с несколькими событиями. В 2010 году балетмейстер Андрис Лиепа представил на сцене Большого театра Беларуси проект "Русские сезоны XXI века". В него вошли первые дягилевские балеты. В 2016 году в Минске прошла выставка Леона Бакста – знаменитый художник "Русских сезонов" родился в белорусском городе Гродно. Все это время у команды "Генерального продюсерского центра" копились материалы, связанные с "Русскими сезонами". Они стали материалом для цикла фильмов об антрепризе Сергея Дягилева, ее значении и главных идеях..

В ленте приняли участие исследователи и историки танца – Линн Гарафола и Элина Гареева, хореографы – Андрис Лиепа, Анжелен Прельжокаж, Максим Петров, музыковеды – Светлана Савенко и Наталья Брагинская, композитор Владимир Мартынов, а также авторы, которые реконструировали "Весну" Вацлава Нижинского, – Миллисент Ходсон и Кеннет Арчер.

Премьера фильма пройдет на площадке Кино&Театр Англетер.