Каждый день в Петербурге открывается несколько "скандинавских распродаж". Metro сходило на одну из них и выяснило, опасно ли там что-либо покупать

Огромные скидки, европейское качество и единственный шанс купить – так горожан заманивают на "финские" ярмарки. Ничего этого покупателей там не ждёт.

"Временно заблокирован"
Проходят эти "распродажи" почти всегда в формате "возле метро и только один день".
– Да вы, наверное, слышали – финская сеть "Лапландия" закрылась, вот остатки распродаём, – сразу заваливает информацией продавец южной наружности. – Сколько стоит? А я вам так скажу – ценники не везде есть.

На четырёх стойках – разномастные куртки и дублёнки, почти всё – по одному размеру. Внизу в разорванных коробках как попало валяется "финская" обувь. И то, и другое – явно не европейского качества, даже по виду. Ни Luhta, ни Reima, ни прочих обещанных популярных брендов нет и в помине: зато есть китайские, напоминающие набор букв и не гуглящиеся – "турецкие".

– "Кожа" написано? На заборе тоже написано, – возмущается мужчина среднего возраста. – И куда я потом пойду возвращать эту кожу?
"Куда возвращать" написано на информационном стенде. Распечатанный на принтере A4 он отправляет покупателей в "ЕкатерЕнбург", указанный телефон "временно заблокирован". Кассового аппарата нет, покупателей, попросивших сертификаты, продавец просто забалтывает.

– Я там куртку померила кожаную за 9900, хотела взять, но там что-то с замком было. Почему обман? Вроде всё нормально, продавец вежливый, – удивляется подкарауленная за порогом несостоявшаяся покупательница Татьяна Егоровна.

Предупредите родителей
Действительно, обман, говорят специалисты.
– Да, это нелегальные ярмарки, они не соответствуют требованиям закона и не входят в реестр ярмарок на территории Петербурга, – объясняют Metro в Комитете по промышленной политике, инновациям и торговле.
Заниматься "финскими" ярмарками должно Управление экономической безопасности ГУ МВД и Роспотребнадзор. Но активнее всего против них выступают активисты.

– На наш последний "рейд" приезжала районная администрация, но только бегло проверила документы, даже не вызвала никого, – говорит общественник Ярослав Костров. – Да, мы считаем, что эти ярмарки попадают под статью "Мошенничество": сертификаты, реклама, сам товар – всё это обман. Как бороться? Рассказывать и предупреждать, особенно пожилых людей.

"Запретами эти ярмарки не победить – вода дырочку найдёт. Нужно развивать нормальную торговлю".  
Иван Федяков, эксперт

Психология обмана
Доверие к финскому качеству – не единственная причина, по которой петербуржцы одеваются в таких местах.
– В Северной столице почти умерла ярмарочная и рыночная торговля, а потребность купить что-то "по дешёвке" осталась, – объясняет Иван Федяков, директор аналитического агентства InfoLine. – Добросовестные продавцы в таких "однодневках" участвовать не будут, их организуют те, кто имеет доступ к контрафактным товарам – и их приобретение несёт в себе конкретные риски. Какие? Потеря денег, покупка некачественного и опасного товара – по меньшей мере.