"Помельче не найдется?", - часто эту фразу слышат покупатели на кассе в магазине.

В лучшем случае, кассир отправится за разменом и отпустит покупку. Однако нередко в таких ситуациях посетитель уходит ни с чем. Подобными историями поделились с Metro читатели.

В "зоне риска" оказываются покупатели с купюрами номиналом от 1000 до 5000 рублей.

- Зашла за покупками в продуктовый магазин в 16:30. Товар мне не продали, потому что с 5 тысяч сдачи не было, - рассказала Metro Ольга.

В то же время, отсутствие размена может поджидать не только в продуктовых или маленьких частных супермаркетах, но и магазинах одежды. Решают проблему потребители по-разному. Одни оставляют товар на кассе и уходят, другие стоят на своем. Меньше всего шансов разобраться у тех, кто пришел за покупками вечером.

- Как правило, под вечер кассирам после инкассации оставляют крохи. Администрации нет и разменять им реально нечем. Сколько раз требовал старшего кассира, администратора – а их уже нет. Жалоба в книге жалоб, наказание кассиру (хотя виновата администрация), - поделился своим наблюдением Иван.

Некоторые читатели предпочитают более решительные методы отстаивания своих прав.

- Весной этого года отказались продать товар, объяснив это отсутствием сдачи с 1000 рублей. Написал заявление в Роспотребнадзор, отправил претензию на юридический адрес организации. Письмо дошло, но в руки, судя по всему, не попало. С тех пор захожу исключительно с крупными купюрами, - высказался наш читатель Антон.

Проблема отсутствия размена крупных купюр свойственна не только отечественному рынку. Алексей Третьяков, председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, рассказал Metro, что сталкивался с подобной ситуацией в Европе около 10 лет назад. Особенно велик был риск уйти ни с чем на заправочных станциях и магазинах при них. На дверях супермаркетов просто вывешивали постер с указанием номинала, который не примут сотрудники. Эксперт обозначил истоки проблемы тогда и сейчас.

- Строго говоря, это абсолютно противозаконно. Но, тем не менее, такое случалось. Причин было две. Во-первых, чем крупнее купюра, тем больше риск, что она поддельная, ее рентабельность выше. Десять-пятнадцать лет назад не были так распространены приборы для проверки подлинности денег. Во-вторых, объемы наличного обращения сокращаются, покупатель платит банковской картой, смартфоном. Поэтому у кассира не всегда есть сдача, - говорит Третьяков.

Если же говорить об инкассации, после которой касса может остаться без необходимой наличности, то здесь, как отмечает эксперт, действуют "узко-ведомственные интересы".

- Людям, которые занимаются инкассацией, необходимо все собрать и отчитаться. А дальше – хоть трава не расти. Кассиры относятся к одному подразделению, инкассаторы – к другому, - добавил Третьяков.

По словам юриста Юлии Цветковой, согласно пункту 3.8.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", директор организации, либо его заместитель, дежурный администратор обязаны обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в размере, необходимыми для расчета с покупателями.

- Факт того, что у покупателя отказываются принять определенную купюру можно расценивать как отказ продать товар при наличии возможности это сделать. На месте эту ситуацию разрешить вряд ли удастся, но можно пожаловаться в Роспотребнадзор. По результатам проверки организация может быть привлечена к административной ответственности, - говорит юрист.

Она уточняет, что покупателю не имеют право отказать и в оплате горстью монет. В этом случае на стороне потребителя уже другая статья закона, согласно которой банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей (ст. 30 ФЗ "О Центральном Банке РФ").