В этом году весь мир празднует 350-летие со дня рождения Петра Великого. В Санкт-Петербурге, городе, построенном первым российским императором, находится самый известный памятник Петру I – Медный всадник. Его открыли 18 августа 1782 года, и через два месяца исполняется 240 лет знаменитой работе скульптора Этьена Фальконе.
Об истории создания памятника в 2019 году народный артист РСФСР, сценарист и режиссёр Василий Ливанов снял художественный фильм "Медный всадник России".
Погрузиться в историю
В качестве подарка на День рождения Санкт-Петербурга и юбилей Петра Первого Василий Ливанов предоставил свой фильм для показа в эфире телеканала "Санкт-Петербург", а также передал для организации выставки костюмы, реквизит, артефакты, которые были использованы в процессе создания картины.
Генеральным информационным партнёром и соорганизатором выставки стал телеканал "Санкт-Петербург". Автором идеи выступил его генеральный директор Александр Малькевич.
Совершив небольшое путешествие по залу, зритель сможет окунуться в историю XVII–XVIII веков.
Главные герои
Выставку "Медный всадник" осмотрел оператор фильма, легендарный мастер, снимавший фильмы "Покровские ворота", "Старики-разбойники", "Курьер" и многие другие.
Почти съёмочная площадка
На выставке демонстрируются отрывки из кинокартины с сурдопереводом. А самыми яркими экспонатами стали копии головы Медного всадника и маски первого российского императора, выполненной в масштабе один к одному; костюмы Екатерины, мебель. Весь реквизит расставляли сами создатели фильма, поэтому у посетителя возникает ощущение, что он на время очутился на съёмочной площадке и стал участником процесса.
Эксперт
Мария Турская художник-постановщик фильма
Голову Медного всадника мы копировали с гипсового бюста, который стоит в Русском музее. Снимали мерки, фотографировали со всех сторон. Заказали эту работу скульптору. А когда пришли в мастерскую принимать работу, поняли, что человек просто не справился с заказом! Мы хотели добиться максимального сходства, но у скульптора это не получилось.
Я поплакала над головой несколько дней, потом срезала лицо и сама сделала новое. В вузе, который я заканчивала, у нас был предмет скульптура, однако я никогда не считала себя специалистом в этом вопросе. Но тут собралась и слепила лицо. Получается, что я как бы повторила историю Мари-Анны Колло, помощницы Этьена Фальконе. Наш режиссёр Василий Ливанов работу принял. Теперь голова Петра I – предмет нашей гордости.
Голову Медного всадника делали из пластического пластилина, и весила она – как чугунный мост. Позже мы сделали её из пластика – эту голову я одна могу поднять. Её легко переносить – так она стала главным экспонатом нашей выставки.
Конечно, самая лучшая скульптура получается, если есть настоящая модель. Например, бюст Екатерины II, который "играет" в нашем фильме, мастер лепил с актрисы Ольги Беловой, которая играет императрицу. Фотография этого бюста тоже стала экспонатом выставки, а саму скульптуру Оля забрала домой.
Во время подготовки к этому фильму я много времени провела в музеях – в Эрмитаже и Дворце Петра Первого. Прижизненную и посмертную маски, восковую фигуру императора сделала по образу и подобию оригиналов, которые представлены в музеях. Естественно, из других материалов, но внешне выглядят так же.
Я за историческую правду. Все костюмы, в которых играют герои и которые сейчас представлены на выставке, соответствуют эпохе правления Екатерины Великой.