По-новому "взглянуть" на Петербург с завязанными глазами и практически в полной тишине вполне возможно. Проект от Новой сцены Александринского театра "Вибрации города" предлагает почувствовать город на ощупь, настроить и исследовать тактильное восприятие Северной столицы.

Тактильная лаборатория на Новой сцене стартует 27 сентября, будет состоять из 8 встреч в формате прогулок и обсуждений и завершится 12 октября открытым показом – тактильным променадом по Новой сцене.

В преддверии этого события исследователи и руководители проекта – режиссер Александр Копосов и художница Ася Копосова – предложили журналистам прогуляться по центру Петербурга практически в полной тишине и темноте. О том, как это было, – в репортаже Metro.

Описать свои ощущения довольно сложно. Наверняка, у каждого они свои.

Описать свои ощущения довольно сложно. Наверняка, у каждого они свои.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Для начала разберитесь с берушами

Наш путь начался от Исаакиевского сквера. Все разбились на пары, решено было, что в процессе ведомый и ведущий поменяются местами, чтобы каждый смог испытать новые ощущения. Нам раздали беруши и черные маски на глаза. Как оказалось, берушами пользоваться умеют далеко не все (и я в том числе). Их надо не сразу засовывать в уши, а сначала скатать в жгутик. Там беруши "разбухнут" и полностью заполнят слуховой проход, погружая вас в относительную тишину. 

Итак, беруши в ушах, маска на глазах (дополнительно я их закрыла, чтобы уж наверняка отрешиться от окружающего мира). Проводник заботливо взял меня под локоть, и мы пошли искать вибрации города.

Быть проводником и ведомым одинаково интересно.

Быть проводником и ведомым одинаково интересно.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Куда идём мы, я не знаю

Надо сказать, что те самые вибрации (не в физическом, а в ментальном смысле) вы почувствуете, если сами настроены их услышать. Но этот эксперимент еще и наглядно покажет, насколько вы доверяете миру и окружающим. Например, я постоянно пыталась выставить вперед свободную руку, нащупывая воображаемые преграды. Всё время казалось, что впереди неожиданно появятся столб, фонарь, светофор (нужное подчеркнуть) и я обязательно больно стукнусь лбом. Спускаться по ступенькам и подниматься вслепую тоже довольно сложно. Если надо вниз – проводник опустит ту руку, за которую тебя держит; если необходимо подняться или перешагнуть преграду – поднимет ее вверх. Вроде бы все просто. Но на деле ты в своем черном вакууме просто теряешься и не сразу соображаешь, чего от тебя хотят. Кстати, полная дезориентация тоже наступает довольно быстро. О том, где ты находишься, могут подсказать только отдаленные звуки: гул машин, неожиданный и оттого пугающий резкий визг клаксона.

Почувствовать вибрации города можно на необыкновенной экскурсии.

Почувствовать вибрации города можно на необыкновенной экскурсии.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Город на ощупь узнаваемый

Рука вверх – надо что-то переступить; мою ладонь настойчиво тянут вперед – я касаюсь шершавого и моментально узнаваемого ствола дерева. Сразу становится спокойнее: я за что-то держусь. Твердое, устойчивое и безопасное. Путь продолжается – по вибрации под ногами я понимаю: мы стоим на мосту. Мою ладонь кладут на поручень. Всё действительно вибрирует – в прямом и переносном смысле. Понимаю, что устала от своей беспомощности и темноты. Но в то же время я впервые осознаю, что осталась с городом один на один. Вокруг нет ничего отвлекающего: ни фигур людей, проходящих мимо, ни домов, ничего. Тишина и темнота. Описать эти ощущения непросто. Наверняка у каждого они свои и поэтому разные.

Описать свои ощущения довольно сложно. Наверняка, у каждого они свои.

Описать свои ощущения довольно сложно. Наверняка, у каждого они свои.

Святослав Акимов, "Metro"

Фото:

Проводником быть тоже интересно

Я снимаю маску. Боже, серый осенний Петербург, оказывается, такой яркий! Вынимаю беруши. И громкий! Почему-то сразу хочется смеяться. Наполняют эйфория и счастье, что ты вынырнул из плена темноты. Очередь надевать маску теперь моего партнёра. Он тоже смеется: "Ты была такая смешная! Ходила, как Железный Дровосек". Ну-ну. Посмотрим, как ты походишь. Кстати, проводником быть тоже довольно интересно. Человек, которого ты ведешь, становится моментально беспомощным. И от тебя зависит его безопасность. О том, чувствует ли он в данный момент какие-то вибрации, как-то не задумываешься. Теперь я подвожу его к дереву, кладу в ладонь листья и желуди. Перевожу через дорогу, везу в троллейбусе (это тоже очень эпично, особенно на выходе). Прогулка заканчивается на Дворцовом мосту. Теперь мы на равных, прошли несколько самых необычных километров. В целом каждый из нас провел в маске около сорока минут.

Обсуждения нового опыта продолжались довольно долго. Что удалось на самом деле понять и почувствовать – это то, что иногда действительно стоит отрешиться от внешнего мира и побыть наедине со своими ощущениями. Но при условии, что вас под руку держит надёжный проводник.