Продолжатель династии
Наталии Николаевне 88 лет. Она коренная петербурженка и потомственный машинист.
– Наша семья жила рядом с Балтийским вокзалом, – рассказывает Наталия Николаевна. – Мой отец Николай Иванов работал в Балтийском депо, водил паровоз.
Когда началась Великая Отечественная война, Наташе было пять лет. Её старшую сестру, 11-летнюю Галю, вместе со школой эвакуировали, а младшая дочь осталась в блокадном Ленинграде вместе с родителями.
– В 1942 году умерла мама, – продолжает собеседница Metro. – Папа водил паровоз – доставлял продовольствие от Ладожского озера в Ленинград. И брал меня с собой.
Потом была эвакуация в Кировскую область. После войны машиниста Николая Иванова отправили на границу с Финляндией – на станцию Элисенваара, куда он приехал вместе с новой женой и двумя дочерьми.
В 14 лет, окончив семилетку, Наташа вернулась в Ленинград, поступила в Железнодорожный техникум на специальность "электроподвижной состав".
Наталия Донская в кабине машиниста
из личного архива героини
Фото:
"Ей всего 18 лет, и все зовут её Наташа"
– Я была маленькая, очень худенькая, брать меня на эту специальность не хотели, – вспоминает Наталия Николаевна. – Но я своего добилась, уговорила директора. В 1955-м получила диплом. В Ленинграде как раз открывалось метро, и весь наш выпуск направили туда. Мне только исполнилось 18 лет, а по инструкции машинистом можно работать с 21 года. Поэтому меня оформили как помощника. В то время не было радиосвязи, на каждой станции я выходила из кабины, смотрела, чтобы все пассажиры зашли в вагоны. А когда посадка заканчивалась, очень громко кричала: "Готов!" После этого состав трогался с места.
Об открытии Ленинградского метрополитена сняли киноролик.
– Меня там несколько секунд показывали, – вспоминает Наталия Николаевна. – Журналист говорил: "В ленинградском метро работает помощник, ей всего 18 лет, и все зовут её просто Наташа". В этот момент я садилась в кабину. Кинохроника обычно шла в кинотеатрах перед фильмами. И однажды её вместе с какой-то новой кинокартиной привезли в посёлок Элисенваара, где жили мои отец и мачеха. Они ради этих нескольких секунд кинохроники ходили в кинотеатр несколько дней.
В линейном пункте "Технологический институт". Наталия Донская вторая слева
из личного архива наталии Донской
Фото:
Подземный роман
Через три года Наталия сама стала машинистом.
– Тогда была только одна ветка метро – от "Площади Восстания" до "Автово". Мне больше всего "Площадь Восстания" нравилась, а вот "Автово", которой многие восхищались, не очень. Я не понимала, почему там половину колонн отделали стеклом, а остальные обделили. А вообще я не очень-то на красоту обращала внимание, для меня главным было – безопасность пассажиров.
На своей любимой станции Наталия познакомилась с будущим мужем.
– Игорь жил на Пушкинской улице, рядом с "Площадью Восстания", – улыбается Наталия Николаевна. – Увидел меня и влюбился. Это была конечная станция, там же находился линейный пункт. Игорь приходил к началу моей смены, приносил пирожки или пирожные, иногда недолго ездил со мной в кабине машиниста.
Влюблённые поженились, и машинист Иванова стала Донской. Через три года в семье родился сын.
– Муж был профессиональным спортсменом, пловцом. У меня – свой сложный режим дня, у него – свой: тренировки, соревнования. Через некоторое время мы разошлись.
Тяжёлая работа
30 лет Наталия Николаевна водила поезда под землёй.
– Это очень тяжёлая работа! – говорит ветеран метрополитена. – У тебя нет ни режима питания, ни режима сна. Смена длится семь часов, и всё это время находишься в нервном напряжении. Сегодня ты заступаешь в 9.15, на следующий день работаешь с шести утра, на третий – с 18 и заканчиваешь на следующий день в девять утра. Половина выходных всегда под вопросом: если кто-то заболеет, ты должен быть готов выйти на подмену.
В метро появлялись новые линии. По словам Наталии Донской, самым сложным участком для неё был перегон со станции "Невский проспект" до "Горьковской".
– Там уклон в 40 с лишним градусов: чуть толкнёшься со станции и уже летишь, – объясняет Наталия Николаевна. – Нужно быть очень внимательным. На самом деле, в туннеле всё указано: сколько нужно проехать, где начать тормозить. Очень много подсказок.
Когда Наталия Николаевна работала машинистом, ей периодически снилось, будто она едет в тупик, сбивает ограждения, не может остановиться.
– Больше всего я боялась кого-нибудь задавить, – признаётся машинист. – Но бог миловал, никто под мой поезд не бросился, хотя аварийные ситуации иногда возникали. Однажды я ехала со станции "Горьковская" в сторону "Невского проспекта". И вдруг увидела красный свет. Остановилась. Диспетчер сообщил, что состав, который едет впереди, потерял управление, стоит на подъёме и не может сдвинуться с места. "Подъезжай, сцепляйся с ним и выталкивай состав на "Невский проспект", – сказал диспетчер. Я подъехала, сцепилась, стала выталкивать на горку. И вдруг уже на горке этот состав отцепился и поехал передо мной. Я с трудом догнала его, прицепилась снова, и дальше всё пошло нормально.
Наталия Николаевна живёт рядом со станцией "Международная" и с удовольствием ездит в метро
Алёна Бобрович, "Metro"
Фото:
Мужчин держала в строгости
Работала Наталия Донская в мужском коллективе.
– Мужчин держала в строгости, – говорит Наталия Николаевна. – Отучала их материться. Я сама никогда не ругалась и не выношу, когда кто-то произносит матерные слова. Однажды услышала, как кто-то начал, тут же всё высказала. С тех пор никто при мне не ругался. И всегда ратовала за дисциплину. Я очень любила технику, знала все схемы наизусть. Когда у нас были тренировочные дни в депо, шла первая "ликвидировать" аварию, потому что мне интересно было самой во всём разобраться. И коллегам-мужчинам объясняла, что нужно думать своим умом, а не ждать подсказок. Ведь если случится что-то во время смены, помощников рядом не будет. Я очень любила свою работу. А метро люблю до сих пор. У меня, как у почётного работника метрополитена, бесплатный проездной, поэтому езжу часто и с удовольствием.
Дежурная по станции Любовь Анусевич: "На работу ходили как на свидание"
В 1955 году Любови Станиславовне Анусевич был 21 год.
– Незадолго до открытия метро я узнала о наборе сотрудников, – вспоминает она. – Мне стало интересно, и я решила попробовать. Помню, что там была создана специальная комиссия. На должность дежурных по станции отбирали молоденьких, симпатичных и стройных девушек. С нас сняли мерки, пошили в ателье платья по фигуре, чёрные шинели. Мы носили береты, в дополнение к образу – белоснежные перчатки и кашне. В ДЛТ всем пошили одинаковые красивые туфли. Начальник службы нам всегда говорил: "Девочки, на работу нужно ходить как на свидание!" И мы старались.
1950-е. Дежурная по станции Люба Анусевич
из личного архива
Фото:
"Осторожно, гребёнка!"
Дежурной по станции Любовь Станиславовна проработала 14 лет.
– На "Технологическом институте", куда меня определили, был полностью женский коллектив, все молодые, все комсомольцы, – продолжает Любовь Анусевич. – Ленинградцы быстро привыкли к метро, а вот приезжие часто боялись спускаться в наше подземелье. Кто-то крестился, у кого-то дрожали колени. Некоторых пассажиров приходилось буквально вылавливать с эскалатора. Одна девочка, моя коллега, стояла у спуска и всех предупреждала: "Осторожно, гребёнка!" Многие не понимали, что внизу ступени эскалатора складываются и надо быстро шагнуть на платформу.
С коллегами на станции "Технологический институт"
из личного архива
Фото:
Верните "пятачок"
На красивых дежурных по станции часто обращали внимание. Мужчины пытались познакомиться.
– Помню, стою как-то у эскалатора, смотрю на спускающихся пассажиров, – говорит Любовь Станиславовна. – И вдруг какой-то парень подбегает, чмокает меня чуть ли не в губы и быстро идёт подниматься. Очень меня разозлил! Разное случалось. В метро нельзя было провозить животных, но некоторые несознательные пассажиры нарушали это правило. Помню, как одна бригада машинистов гонялась за курицей, которая убежала от своей хозяйки. В другой раз кто-то запустил дымовую шашку. Ситуация аварийная, пришлось всех срочно эвакуировать. Движение восстановили буквально через несколько минут, но некоторые пассажиры требовали вернуть потраченный "пятачок" – в то время проезд в метро стоил пять копеек.
Своих не забывают
Когда открыли Вторую линию метро, Любовь Анусевич перевели на станцию "Электросила".
– Я как раз рядом жила, – рассказывает она. – Затем работала в конструкторско-технологическом отделе, дошла до должности старшего инженера. Я и в строительстве детского лагеря участвовала, и долгие годы в хоре метрополитена пела. В общем, метрополитен для меня – это второй дом. Даже сейчас. Потому что здесь своих ветеранов не забывают. Я, например, почти каждый год езжу в санаторий метрополитена.
Любовь Станиславовна в санатории метрополитена
из личного архива
Фото:
История метрополитена
Строить метро в Ленинграде начали ещё до войны. Планировалось, что первая линия откроется в 1942 году. В результате день рождения Ленинградского метрополитена отмечали через 10 лет после Победы.
На момент распада СССР в Ленинградском метрополитене было 4 линии, 54 станции и 94,2 км тоннелей. Сейчас в петербургской подземке – 5 линий и 73 станции. Самая глубокая, "Адмиралтейская", находится на глубине 86 метров. Самый длинный перегон "Обухово" – "Рыбацкое", его длина 3,6 км.
