У психотерапевта Городской кризисно-профилактической службы на Чапыгина, 13 Ильи Бердышева театр терапевтический.

- Главная задача - научиться убирать боязнь выступлений на открытых площадках перед зрителем. Каждый из моих актеров, будучи талантливым ребенком, переживает некий кризис. Очень многие имеют травматический опыт общения, унижения, предательства. А во время подготовки они живут командой, поддерживают друг друга. Некоторым моим ребятам кажется, что они в чем-то не состоялись. И важно, чтобы в спектакле у них все получилось. Мои ребята знают основную истину: в процессе работы, особенно выступления, можно забывать текст - это не главное. Главное - максимально вжиться в роль.

Во время подготовки спектакля Бердышев перестает быть психотерапевтом, а ребята его клиентами. Они - режиссер и актеры, и в эти моменты их связывает только театр.

- В театральные институты мои ребята не стремятся, но любовь к театру остается на всю жизнь. Они приходят сюда решать свои проблемы, и эти проблемы решаются.

Учитель - тоже человек

Доктор Илья Бердышев работает со сменно-вечерними школами, куда приходят учиться подростки, которых по разным причинам выгнали из школ обычных.

- Наша дружба началась несколько лет назад, мы попросили Илью Семеновича поставить спектакль с нашими учениками об учителе, - рассказывает директор школы № 195 Неля Сунко. - Нам хотелось, чтобы наши зрители - дети и их родители - поняли, что педагог - такой же человек, как и они, со своими проблемами и недостатками.

Илья Бердышев согласился, собрал труппу и написал сценарий. Спектакль "Пощечина" прошел на ура.

Неформальные отношения

В вечерне-сменные школы попадают разные дети.

- Так получилось, что к нам пришли учиться представители нескольких молодежных субкультур - панки, эмо, готы. Мы не знали, как с ними работать, опасались конфликтов.

Илья Бердышев собрал всех готов и панков в одну театральную труппу. Вскоре родился спектакль "Лекция о неформалах: послесловие".

- Сам я сыграл лектора - зануду-культуролога, - вспоминает Илья Семенович. - А панки, готы, эмо сыграл сами себя.

Лектор гнусавым голосом сообщает: "Панков отличают штанишки в клеточку". Слово предоставляется панкам, они объясняют: "А известно ли вам, что мы являемся проводниками афроамериканской культуры и что широкие штаны - это символ солидарности с беднейшими многодетными семьями 19-20 веков?" Потом слово берут представители эмо и готов.

- Этот спектакль помог взрослым и детям лучше понять друг друга, - считает Илья Бердышев.

О лузерах

Каждый сценарий пишется под конкретных детей.

Старшеклассник вечерне-сменной школы безответно влюбился в девочку из параллельного класса. О несчастной любви узнала вся школа, мальчик страдал, стал говорить о самоубийстве. На помощь призвали режиссера и психотерапевта Бердышева.

Главную роль в спектакле сыграл несчастный влюбленный.

- Это был спектакль-розыгрыш, и в финале главный герой понял для себя, что является главными ценностями в жизни. Знаете, в каждом спектакле обязательно должен быть психотерапевтический компонент и позитивный выход.

Еще один спектакль примерно на эту же тему - "Лузер".

- В нем участвовали дети младшего школьного возраста, а себе я определил роль психолога, - рассказывает Илья Семенович.

"Лузеру" не везло. Школьная футбольная команда из-за него постоянно проигрывала, в детском лагере он самым последним прибежал к финишу во время эстафеты, в третьем классе упал со стула, когда пытался повесить на стену плакат.

- По сценарию я выслушиваю его и говорю: "А мне твоя учительница рассказывала, как ты ухаживал за больной бабушкой, и что ты – единственный в классе, кто навещал девочку с диагнозом ДЦП, которая была на домашнем обучении. Знаешь, представь, что я волшебник и могу исполнить одно твое желание. Хочешь стать таким, как все, чтобы больше тебя никто не называл лузером? Но за это ты откажешься от того положительного, что есть в тебе. Ты готов?" Все, кто слышал этот разговор – вожатый из лагеря, футболисты из команды – уговаривали его согласиться. А мальчик подумал и сказал: "Я хочу остаться тем, кем я был." Вот такая история.