Единственный буддийский храм Северной столицы ушел на карантинные каникулы еще в марте. Журналист Metro побывал в дацане и узнал, чем занимаются священнослужители в закрытом храме, как изменилась их жизнь и жизнь прихожан

Дацан в прямом эфире
Центральный вход дацана на Приморском проспекте закрыт на ключ, массивные дверные ручки перевязаны шелковыми хадаками – ритуальными шарфами. Все ламы заходят в здание через боковую дверь, которую открывают собственным ключом.

Несмотря на отсутствие прихожан, священнослужители приходят сюда ежедневно, чтобы принять участие в молебнах, – их никто не отменял.

В дацане служат 18 лам, но на службы они приходят по очереди – по пять-шесть человек. Длинные скамейки по бокам зала, на которых обычно располагаются прихожане, сдвинуты к стене.

Вместе с ламами в молельном зале находится волонтер, который ведет прямую трансляцию.

– Хорошо, что полгода назад в дацан провели нормальный Интернет, – говорит волонтер, фотограф и оператор Иван Андреев. – Уже тогда мы пробовали вести прямые трансляции с лекций и некоторых хуралов (служб. – Прим. ред.). Теперь это происходит ежедневно. В будние дни в прямом эфире службу смотрят примерно человек 50–60. В выходные и когда проходят праздничные молебны, виртуальных прихожан в разы больше. Собственно, это те же люди, которые посещали дацан до объявления карантина.

Перед началом службы Иван устанавливает на штативе свой смартфон, настраивается и в течение молебна следит за звуком и изображением на экране.

Теннисный зал вместо кафе
Всегда наполненный людьми буддийский храм сейчас удивляет своей тишиной. Молебны проходят в 10 часов утра и в 3 часа дня. После второй службы ламы собираются в столовой на обед, а после играют в пинг-понг в соседнем зале. До карантина здесь находилось кафе для прихожан и гостей. Временно необходимость в нем отпала, мебель убрали, а в центре комнаты установили теннисный стол. После одной-двух партий ламы расходятся: кто-то едет домой, кто-то поднимается в свой кабинет, чтобы провести прием.

В связи с пандемией и запретом посещения храма ламы освоили новый формат работы. Теперь все встречи проводят по видеосвязи или по телефону.

Лама-астролог Саян Цыбиков в день проводит до десяти виртуальных приемов.

– В основном люди спрашивают, как им жить в данной ситуации, как успокоиться, как увидеть перспективу, – говорит Саян-лама. – А как ее сейчас увидишь? Все меняется, все непостоянно. Сейчас я больше выполняю роль психолога, пытаюсь находить нужные слова, смысл которых сводится к тому, что надо потерпеть, сидеть дома, беречь себя и близких.

Книга перемен
– В феврале наступил год Мыши – первый год 12-летнего цикла, – продолжает астролог. – Как правило, в это время происходит обнуление, разрушение. Но на основе разрушенного обязательно будет построено что-то новое. 12 лет назад, в 2008 году, произошел всемирный экономический кризис, в этом году мы познакомились с новым вирусом. Конечно, астрологи не предвидели пандемию, особенно такую долгую.

В первый месяц нового года у буддистов принято составлять гороскопы, многие обращаются за помощью к астрологам дацана.

– Составляя индивидуальные гороскопы, мы не можем увидеть никакой коронавирус, – говорит Цыден-лама. – Обычно спрашиваем у человека данные, от которых отталкиваемся: дату рождения, время, место и так далее. Смотрим в Книгу перемен, ориентируемся на стихии. У многих, кому мне в феврале – начале марта пришлось составлять гороскопы, было предостережение не выезжать из дома в этом году. Я еще не знал, с чем это связано. А когда коронавирус дошел до нашей страны и в России были объявлены карантинные каникулы, я снова разложил свои астрологические книги. 27 марта у меня был прогноз, что COVID-19 достигнет своего пика в 20-х числах мая. А потом пойдет на спад, и этот спад займет примерно столько же времени, сколько занял "подъем в гору". Но это не точно. Ведь процесс зависит не только от расположения звезд и стихий, а еще и от каждого из нас.

Молебен за пожертвование
Настоятель Петербургского дацана Буда Бадмаев также связывает пандемию с наступлением нового 12-летнего цикла.

– Значит, пришло такое время, и его надо пережить, – говорит он. – Мы продолжаем молиться за здоровье всех живых существ, проводим прямые эфиры с молебнов, читаем лекции в режиме онлайн и очень ждем, когда нам разрешат открыть двери для прихожан и посетителей.

Петербургский дацан живет за счет пожертвований. И сейчас для него наступили не самые лучшие времена.

– Посещать дацан запрещено, киоск, где продаются книги, буддийские символы и сувениры, не работает, ламы приемы не ведут, – говорит Буда Бадмаев. – Конечно, в связи с карантином немного увеличились пожертвования через Интернет, но их все равно не хватает. А надо оплачивать электроэнергию, водоснабжение, отопление, хозяйственные работы. Сейчас многим тяжело, и нам очень непросто.

Если есть желание и возможность помочь буддийскому храму, реквизиты есть на сайте дацана. Также там можно заказать молебен за пожертвование.